Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Шахматы» (для детей с 5 до10 лет) 1.Пояснительная записка - направленность; - актуальность; - отличительные особенности программы; - адресат; - наполняемость группы; - режим занятий; - объем; - срок реализации программы; - перечень форм обучения; - перечень видов занятий; - перечень форм подведения итогов реализации программы; 2.Цель и задачи программы 3.Содержание программы 4.Планируемые результаты 5.Организационно-педагогические условия программы - календарный учебный график; - условия реализации программы; - формы аттестации/контроля и оценочные материалы 6.Список литературы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарный учебный график Приложение 3 – Рабочая программа «Модуль 1» Приложение 4 – Рабочая программа «Модуль 2» Приложение 5 – Рабочая программа «Модуль 3» 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» относится к социально-гуманитарной направленности и ориентирована развитие культуры межнационального общения, лидерских качеств, формирование у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека. Актуальность программы обусловлена потребностью современного общества в социально активной личности, которая умеет самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, воспитанная на общечеловеческих ценностях. Даная программа позволяет формированию таких качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость. Шахматы являются почти идеальной моделью для успешного развития способности действовать в уме. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27». Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует и обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение 3 коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной, свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики, и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Отличительные особенности программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» состоит из 3 модулей: 1. «Шахматы, первый год»; 2. «Шахматы, второй год»; 3. «Шахматы, третий год». Каждый модуль соответствует одному году обучения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» разработана на основе программы «Шахматы-школе» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: - широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; - применение нестандартных дидактических заданий и игр; - детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; - преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; - выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; - разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; -неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат». - в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам; - темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Шахматы», предусматривает обучение детей от 5 до 10 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Согласно исследованиям, Я. А. Пономарева, способность действовать «в уме» развивается до возраста 11-12 лет и позже ее можно обогащать. Начинать развивать способность действовать «в уме», можно с 4-х летнего возраста, именно тогда детям обычно становятся доступны игры с правилами, когда ребенок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. 4 Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: от 4 до12 человек. Режим занятий Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, по 1 учебному часу. Учебный час равен: - первый год обучения (5-6 лет) - 25 минут; - второй год обучения (6-7 лет) - 30 мин; - третий год обучения (7-10 лет) – 45 мин. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 учебных часа, из них: 1 год обучения – 72 учебных часа; 2 год обучения – 72 учебных часа; 3 год обучения – 72 учебных часа. Срок реализации программы Срок освоения программы - 3 года. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы - беседа; - викторины; - шахматные турниры. 2. Цель и задачи программы Цель: научить детей игре в шахматы. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Обучающие: -способствовать освоению знаний в области теории и практики шахматной игры; -ознакомить с историей шахмат; -обучить правилам игры. Воспитательные: -бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; -прививать навыки самодисциплины; 5 -способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Развивающие: -развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие познавательные психические процессы; -сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; -формировать навыки запоминания; -вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Год обучения 1 год 2 год 3 год № п/п 1. 1.1. 3. Содержание программы Учебный план Разделы Количество (модули) академических часов всего теория практика Шахматная доска 6 3 3 Шахматные фигуры 36 8 28 Элементы игры 16 8 8 Шахматная партия 14 7 7 Итог 1 года обучения: 72 часа Повторение программного 4 2 2 материала Краткая история шахмат 1 0,5 0,5 Шахматная нотация 4 2 2 Ценность шахматных фигур 6 3 3 Постановка мата одинокому королю 16 8 8 Достижение мата без жертв 18 9 9 Шахматная комбинация 23 11 12 Итог 2 года обучения: 72 часа Повторение программного 4 2 2 материала Основы дебюта 27 13,5 13,5 Основы миттельшпиля 15 7,5 7,5 Основы эндшпиля 26 13 13 Итог 3 года обучения: 72 часа Всего по программе: 216 часов Разделы (модули) Шахматная доска Удивительные шахматной доски Учебно-тематический план 1 год обучения Количество академических часов всего теория 6 3 приключения 2 1 6 практика 3 1 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. Горизонталь, вертикаль Диагональ Шахматные фигуры Белые и черные Начальное положение Ладья Слон Ладья против слона Ферзь Ферзь против ладьи и слона Конь Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка Пешка против ладьи, слона, коня Король Король против других фигур Элементы игры Шах Мат Ничья, пат Рокировка Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения Дебют Знакомство с короткими партиями 2 2 36 2 2 2 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 16 4 4 4 4 14 4 4 6 1 1 8 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 8 2 2 2 2 7 2 1 1 28 1 1 1 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 8 2 2 2 2 7 2 2 2 3 3 Итог 1 года обучения: 72 часа Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения 1. Шахматная доска 1.1.Удивительные приключения шахматной доски. Теория. Чтение – инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Практика. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. 1.2. Горизонталь, вертикаль. Теория. Положение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Практика. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». 1.3.Диагональ. Теория. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Практика. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ», «Горизонтально-вертикальная игра». 2. Шахматные фигуры. 2.1. Белые и черные. 7 Теория. Белые и черные фигуры. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Практика. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Запретная фигура», «Поиграем –угадаем», «Что общего?», «Большая и маленькая». 2.2. Начальное положение. Теория. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Практика. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». 2.3. Ладья. Теория. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Практика. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». 2.4. Слон. Теория. Место Слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Практика. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 2.5. Ладья против слона. Практика. Дидактические задания и игры: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 2.6. Ферзь. Теория. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Практика. «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 2.7. Ферзь против ладьи и слона. Практика. Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 2.8. Конь. Теория. Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь - легкая фигура. Практика. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 2.9. Конь против ферзя, ладьи, слона. Практика. Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 8 2.10. Пешка. Теория. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Практика. Дидактические задания «Один в поле воин», «Лабиринт», «Ограничение подвижности». 2.11. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Практика. Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности». 2.12. Король. Теория. Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Практика. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». 2.13. Король против других фигур. Практика. Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». 3. Элементы игры. 3.1. Шах. Теория. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три способа защиты от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Практика. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха», «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Лучший шах», «Первый шах». 3.2. Мат. Теория. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. Практика. Дидактическое задание «Мат или не мат», «Мат в один ход», «Пять матов», «Пропавшая фигура». 3.3. Ничья, пат. Теория. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания «Пат или не пат». 3.4. Рокировка. Теория. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру». 4. Шахматная партия. 4.1. Игра всеми фигурами из начального положения. Теория. Правила поведения за шахматной доской. Практика. Игра всеми фигурами. Дидактическая игра «Два хода». 4.2. Дебют. Теория. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. 9 4.5. Знакомство с короткими партиями. Теория. Демонстрация коротких партий. Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. № п/п 1. 1.1 1.2 2. 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 Учебно-тематический план 2 год обучения Разделы Количество (модули) академических часов всего теория практика Повторение пройденного материала 4 2 2 Ходы шахматных фигур 2 1 1 Элементы игры 2 1 1 Краткая история шахмат 1 0,5 0,5 Шахматная нотация 4 2 2 Обозначения полей 2 1 1 Обозначение фигур 2 1 1 Ценность фигур 6 3 3 Ценность фигур 2 1 1 Достижение материального перевеса 2 1 1 Защита 2 1 1 Постановка мата одинокому королю 16 8 8 Две ладьи против короля 4 2 2 Ферзь и ладья против короля 4 2 2 Ферзь и король против короля 4 2 2 Ладья и король против короля 4 2 2 Достижение мата без жертвы 18 9 9 материала Мат в два хода в эндшпиле 6 3 3 Мат в два хода в миттельшпиле 6 3 3 Мат в два хода в дебюте 6 3 3 Шахматная комбинация 23 11 12 Матовые комбинации 6 3 3 Комбинации, ведущие к достижению 6 3 3 материального перевеса Комбинации для достижения ничьей 5 2 3 Типичные комбинации в дебюте 6 3 3 Итог 2 года обучения: 72 часа Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения 1. Повторение пройденного материала. 1.1. Ходы шахматных фигур. 10 0 Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Практика. Игровая практика (всеми фигурами из начального положения). 1.2. Элементы игры. Теория. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Демонстрация коротких партий. Практика. Дидактические задания «Три фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые». Игровая практика. 2. Краткая история шахмат. Теория. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. 3. Шахматная нотация. 3.1. Обозначение полей. Теория. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей. Практика. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. 3.2. Обозначение фигур. Теория. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматные нотации. Запись шахматной партии. Практика. Игровая практика с записью шахматной партии или фрагмента. 4. Ценность фигур. 4.1. Ценность фигур. Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Практика. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала». Достижение материального перевеса. 4.2. Достижение материального перевеса. Теория. Достижение материального перевеса. Практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. 4.3. Защита. Теория. Защита. Способы защиты. Практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала», «Защита». Игровая практика. 5. Постановка мата одинокому королю. 5.1. Две ладьи против короля. Теория. Две ладьи против короля. Практика. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 5.2. Ферзь и ладья против короля. Теория. Ферзь и ладья против короля. Практика. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 5.3. Ферзь и король против короля. Теория. Ферзь и король против короля. 11 1 Практика. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 5.4. Ладья и король против короля. Теория. Ладья и король против короля. Практика. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. 6. Достижение мата без жертвы материала. 6.1. Мат в два хода в эндшпиле. Теория. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 6.2. Мат в два хода в миттельшпиле. Теория. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 6.3. Мат в два хода в дебюте. Теория. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 7. Шахматная комбинация. 7.1. Матовые комбинации. Теория. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема блокировки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Практика. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. 7.2. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Теория. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тематических приемов. Практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. 7.3. Комбинации для достижения ничьей. Теория. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Практика. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. 7.4. Типичные комбинации в дебюте. Теория. Типичные комбинации в дебюте. Практика. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Учебно-тематический план 3 год обучения № Разделы Количество п/п (модули) академических часов всего теория практика 1. Повторение пройдённого материала 4 2 2 12 2 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 4.8. Ходы фигур, элементы игры Шахматная нотация Практика матования одинокого короля Основы дебюта Двух- и трехходовые партии Мат в один ход Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя «Детский мат» «Повторюшка-хрюшка» Принципы игры в дебюте «Пешкоедство» Связка в дебюте Закрытые дебюты Основы миттельшпиля Тактические приемы Матовые комбинации Комбинации для достижения ничьей Классическое наследие Основы эндшпиля Ладья против ладьи Ферзь против ферзя Ферзь против слона Ладья против слона Матование двумя слонами Матование слоном и конем Пешка против короля Удивительные ничейные положения 1 1 2 27 3 3 3 3 3 3 3 3 3 15 3 3 3 6 26 3 3 3 3 2 3 3 6 0,5 0,5 1 13,5 1,5 1,5 1,5 0,5 0,5 1 13,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 7,5 7,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 3 3 13 13 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1 1 1,5 1,5 1,5 1,5 3 3 Итог 3 года обучения: 72 часа Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения 1. Повторение пройденного материала. 1.1 Ходы фигур, элементы игры. Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Практика. Игровая практика. 1.2. Шахматная нотация. Теория. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Записи шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Практика. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. 13 3 1.3. Практика матования одинокого короля. Практика. Игровая практика с записью шахматной партии. 2. Основы дебюта. 2.1. Двух- и трехходовые партии. Теория. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Практика. Дидактическое задание мат в один ход. 2.2. Мат в один ход. Теория. Мат в один ход. Практика. Игровая практика. 2.3. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Теория. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Практика. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика. 2.4. «Детский мат». Теория. Игра на мат с первых ходов. Детский мат. Защита. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Практика. Дидактические задания «Поставь «Детский мат»», «Защитись от мата». Решение заданий. Игровая практика. 2.5 «Повторюшка-хрюшка». Теория. «Повторюшка-хрюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек». Практика. Дидактические задания «Поставь мат в один ход «повотрюшке»», «Выиграй фигуру у «повторюшки»». Игровая практика. Решение задач. 2.6. Принципы игры в дебюте. Теория. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка. Практика. Дидактическое задание «Выведи фигуру», «Захвати центр», «Выиграй фигуру». « Можно ли сделать рокировку?», «Поставь мат в один ход нерокированному королю», «Поставь мат в два хода нерокированному королю», Решение заданий. Игровая практика. 2.7. «Пешкоедство». Теория. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». Игровая практика. Решение задач. 2.8. Связка в дебюте. Теория. Связка в дебюте. Полная т не полная связка. Практика. Дидактически задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание». Решение задач. Игровая практика. 2.9. Закрытые дебюты. Теория. Закрытые дебюты. Практика. Игровая практика. 3. Основы миттельшпиля. 3.1. Тактические приемы. 14 4 Теория. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Практика. Игровая практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». 3.2. Матовые комбинации. Теория. Матовые комбинации (на мат в три хода). Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема блокировки. Тема разрушения пешечного прикрытия короля. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Сочетание тематических приемов. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в три хода». Игровая практика. 3.3. Комбинации для достижения ничьей. Теория. Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Практика. Дидактические задания «Сделай ничью». Игровая практика. 3.4. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. Теория. Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия. Практика. Игровая практика. 4. Основы эндшпиля. 4.1. Ладья против ладьи. Теория. Ладья против ладьи. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». 4.2. Ферзь против ферзя. Теория. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». Игровая практика. 4.3. Ферзь против слона. Теория. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». Игровая практика. 4.4. Ладья против слона. Теория. Ладья против слона. Ладья против коня. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». Игровая практика. 4.5. Матование двумя слонами. Теория. Матование двумя слонами. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода». Игровая практика. 4.6. Матование слоном и конем. Теория. Матование слоном и конем. Практика. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода». Игровая практика. 4.7. Пешка против короля. Теория. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «Квадрата». Белая пешка на седьмой горизонтали. Король помогает своей пешке. Белая пешка на шестой горизонтали. Белая пешка на пятой горизонтали. Ключевые поля. Король 15 5 ведет свою пешку за собой. Белая пешка на пятых и четвертых горизонталях. Оппозиция. Белая пешка на третей и второй горизонталях. Практика. Дидактическое задание «Квадрат», «Проведи свою пешку в ферзи», «Сделай ничью». Игровая практика. 4.8. Удивительные ничейные положения. Теория. Удивительные ничейные положения. Король против короля и двух коней. Король против короля, слона и пешки. Король против короля, коня и пешки. Практика. Дидактическое задание «Мат в один ход», «Мат в три хода», «Проведи свою пешку в ферзи», «Сделай ничью». Игровая практика. 4. Планируемые результаты Личностные результаты: -формирование уважительного отношения истории и культуре других народов; -развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: -формирование умения понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; -определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: -формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); -взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии в соответствии с шахматным кодексом; -выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций; -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением. 2 Организационно-педагогические условия программы Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество Количество учебных учебных недель дней Количество Режим учебных занятий часов 1 год 1 сентября 31 мая 36 72 72 2 год 1 сентября 31 мая 36 72 72 3 год 1 сентября 31 мая 36 72 72 16 2 занятия 1 часу неделю 2 занятия 1 часу неделю 2 занятия по в по в по 6 1 часу неделю Нерабочие праздничные дни: 4 ноября, 1-8 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая в Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 27» г. Березовский. Кабинет дополнительного образования площадью 15,8 кв.м. Мебель и специальное оборудование и оргтехника: учебный кабинет (включая типовую мебель), демонстрационная шахматная доска – 1 шт. Инструменты, необходимые для работы: карандаш простой – 12 шт., магниты – 20 шт., шахматы – 6 шт., магнитные шахматы – 1 комплект. Кадровое обеспечение Минимально допустимая квалификация педагога: Уровень образования педагога: среднее профессиональное. Уровень квалификации: профессиональная переподготовка по профилю программы. соответствия Методические материалы - Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2015. – 120 с.: ил. - Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 4-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 104 с.: ил. - Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. – 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2016. – 224 с.: ил. - Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80 с., ил. - Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 88 с., ил. - Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 84 с., ил. - Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017. – 80 с., ил. - Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 1. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 80 с. - Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В 2-х частях. Часть 2. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014. – 80 с. 17 7 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации по программе не предусмотрены. В процессе обучения детей по данной программе осуществляется текущий контроль (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). При работе над теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Викторина, шахматный турнир - форма текущего контроля, который проводится с целью определения уровня усвоения содержания программы. 6.Список литературы Нормативные документы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, - приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Литература, использованная при составлении программы: - Сухин И.Г. Шахматы – школе. Рабочие программы. 1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2019. – 144с. Литература для обучающих и для родителей: - Сухин И.Г. Задачи к курсу «Шахматы – школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. – 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. - 272с. - Шахматы для самых маленьких = Шахматы для детей: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И.Г. Сухин. – Москва : Издательство АСТ, 2018. – 279, [8] c. - Шахматы. Полный курс для детей – Шахматы. Большой самоучитель для детей / И.Г. Сухин. – Москва : Издательство АСТ, 2022. – 160 с.: ил.- (Шахматная школа). 18 8 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 1 21 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Шахматы» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 1 «Шахматы, первый год» способствует приобретению первоначальных знаний, умений и навыков шахматной игры. Дети детально знакомятся с возможностями каждой фигуры, основными понятиями «шах», «мат», «пат», «ничья». Особенности модуля: данная программа разработана на основе программы «Шахматы-школе» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат»; в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам; темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Образовательные: - Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, рокировка, пат, мат, ничья); - Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами; - Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры; - Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии; - Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию; Развивающие: - Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; - Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; - Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; - Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Воспитательные: -Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений; Планируемый результат: умение ребенка ориентироваться на шахматной доске, различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности, правильно располагать доску и расставлять фигуры перед игрой, рокировать, решать элементарные шахматные задачи. 22 2 № п/п 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 2.11. 2.12. 2.13. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. Учебно-тематический план 1 год обучения Количество академических часов всего теория 6 3 приключения 2 1 Разделы (модули) Шахматная доска Удивительные шахматной доски Горизонталь, вертикаль Диагональ Шахматные фигуры Белые и черные Начальное положение Ладья Слон Ладья против слона Ферзь Ферзь против ладьи и слона Конь Конь против ферзя, ладьи, слона Пешка Пешка против ладьи, слона, коня Король Король против других фигур Элементы игры Шах Мат Ничья, пат Рокировка Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения Дебют Знакомство с короткими партиями 2 2 36 2 2 2 2 4 2 4 2 4 2 4 2 4 16 4 4 4 4 14 4 4 6 1 1 8 1 1 1 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 8 2 2 2 2 7 2 практика 3 1 1 1 28 1 1 1 1 4 1 4 1 4 1 4 1 4 8 2 2 2 2 7 2 3 2 2 3 3 Итог 1 года обучения: 72 часа Календарно-тематическое планирование Сентябрь Месяц Нед. 1 Тема Удивител ьные приключе ния шахматно Ча сы 2 Форма контроля Чтение – инсценировка Беседа, дидактической сказки наблюдени «Удивительные приключения е шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные Содержание 23 При ме й доски Горизонт аль, вертикаль 2 3 Диагонал ь 2 4 Белые и 2 черные 1 Начально е положени е 2 2 Ладья 2 3 Слон 2 4 Ладья против слона 2 Октябрь 2 поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Положение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество вертикалей на доске. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Дидактические задания и игры «Поиграем – угадаем», «Диагональ», «Горизонтально-вертикальная игра». Белые и черные фигуры. Просмотр презентации «Приключения в Шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Запретная фигура», «Поиграем –угадаем», «Что общего?», «Большая и маленькая». Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: ферзь любит свой цвет. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». Место Слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры: «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», 24 Устный опрос, анализ допущенны х ошибок Устный опрос, анализ допущенны х ошибок Беседа, наблюдени е Педагогиче ское наблюдени е, беседа Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ 4 Ноябрь «Защита». 5 Ладья против слона 2 1 Ферзь 2 2 Ферзь 2 против ладьи и слона 3 Ферзь 2 против ладьи и слона 4 Конь 2 1 Конь против ферзя, ладьи, слона Конь против ферзя, ладьи, слона 2 Пешка 2 Декабрь 2 3 2 Дидактические задания и игры: «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь - тяжелая фигура. «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и игры «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и игры «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Один в поле 25 допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок 5 Пешка против ладьи, слона, коня Пешка против ладьи, слона, коня Король 2 4 Король против других фигур 2 1 Король против других фигур 2 2 Шах 2 3 Шах 2 4 Мат 2 4 2 2 Дидактические задания и игры «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Ограничение подвижности». 2 Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Февраль Январь 3 воин», «Лабиринт», «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические задания и игры «Выиграй фигуру», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля», «Ограничение подвижности». Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Три способа защиты от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Шах с выигрышем фигуры», «Защита от шаха». Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Открытый шах с выигрышем фигуры», «Дай двойной шах», «Лучший шах», «Первый шах». Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат или не мат», «Мат в один ход». 26 Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок е Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок, опрос Решение задач, анализ допущенны х ошибок, опрос 6 Март 1 Мат 2 Мат в один ход: сложные случаи с большим числом фигур. Дидактическое задание «Пять матов», «Пропавшая фигура». 2 Ничья, пат 2 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания «Пат или не пат». 3 Ничья, пат 2 Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания «Пат или не пат». 4 Рокировк а 2 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру» 1 Рокировк а 2 Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактические задания «Рокировка», «Мат в один ход», «Выиграй фигуру» Апрель 2 3 4 Игра 2 всеми фигурами из начальног о положени я Игра 2 всеми фигурами из начальног о положени я Дебют 2 Игра всеми фигурами из начального положения. Правила поведения за шахматной доской. Игра всеми фигурами. Дидактическая игра «Два хода». Решение задач, анализ допущенны х ошибок, беседа Беседа, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Беседа, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Беседа, педагогиче ское наблюдени е Игра всеми фигурами из начального положения. Правила поведения за шахматной доской. Игра всеми фигурами. Дидактическая игра «Два хода». Беседа, педагогиче ское наблюдени е Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Беседа, решение задач, анализ допущенны х ошибок 27 7 Май 1 Дебют 2 Знакомст 2 во с коротким и партиями Знакомст 2 во с коротким и партиями Знакомст 2 во с коротким и партиями 3 4 2 Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Беседа, анализ допущенны х ошибок Беседа, анализ допущенны х ошибок Демонстрация коротких партий. Беседа, Игра всеми фигурами из начального анализ положения. допущенны х ошибок Демонстрация коротких партий. Беседа, Практика. Игра всеми фигурами из анализ начального положения. допущенны х ошибок 8 28 Приложение 4 9 29 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Шахматы» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 2 «Шахматы, второй год» способствует приобретению элементарных навыков в налаживании взаимодействия своих фигур при постановке мата, умений создавать и реализовывать матовые угрозы, комбинации и тактические удары. Особенности модуля: данная программа разработана на основе программы «Шахматы-школе» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат»; в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам; темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Образовательные: - Учить детей как взаимодействуют фигуры при защите, атаке, постановке мата; - Учить детей уверенно применять матовые угрозы, тактические приемы и сочетать их в своей игре; - Строить и реализовывать свои стратегические планы; - Осознавать свои ошибки и видеть ошибки соперника; - Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шахматной партии; Развивающие: - Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. - Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; - Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; - Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Воспитательные: -Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений; Планируемый результат: умение ребенка ориентироваться на шахматной доске (обозначения полей), знать ценность шахматных фигур, уметь создавать и реализовывать матовые угрозы, шахматные комбинации, решать шахматные задачи на мат в два хода. 30 0 № п/п Учебно-тематический план 2 год обучения Количество академических часов всего теория Разделы (модули) Повторение пройденного материала Ходы шахматных фигур Элементы игры Краткая история шахмат Шахматная нотация Обозначения полей Обозначение фигур Ценность фигур Ценность фигур Достижение материального перевеса Защита Постановка мата одинокому королю Две ладьи против короля Ферзь и ладья против короля Ферзь и король против короля Ладья и король против короля Достижение мата без жертвы материала Мат в два хода в эндшпиле Мат в два хода в миттельшпиле Мат в два хода в дебюте Шахматная комбинация Матовые комбинации Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса Комбинации для достижения ничьей Типичные комбинации в дебюте 1. 1.1 1.2 2. 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 4.3 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 6. 6.1 6.2 6.3 7. 7.1 7.2 7.3 7.4 4 2 2 2 4 2 2 6 2 2 2 16 4 4 4 4 18 6 6 6 22 6 6 4 6 2 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 8 2 2 2 2 9 3 3 3 11 3 3 практи ка 2 1 1 1 2 1 1 3 1 1 1 8 2 2 2 2 9 3 3 3 11 3 3 2 2 3 3 Итог 2 года обучения: 72 часа Календарно-тематическое планирование Нед. Тема Ча сы 1 Ходы 2 шахматных фигур 2 Элементы Сентябрь Месяц 2 Содержание Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. 31 Форма контроля Опрос, наблюден ие Беседа, Прим ечан ие 1 игры Превращение пешки. Варианты ничьей. Демонстрация коротких партий. Дидактические задания «Три фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые». Игровая практика. Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей. Дидактические задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматные нотации. Запись шахматной партии. Игровая практика с записью шахматной партии или фрагмента. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания «Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала». Достижение материального перевеса. Краткая история шахмат 2 4 Обозначен ия полей 2 1 Обозначен ие фигур 2 2 Ценность фигур 2 3 Достижени 2 е материальн ого перевеса Достижение материального перевеса. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. 4 Защита Защита. Способы защиты. Дидактическое задание «Выигрыш материала», «Защита». Игровая практика. Октябрь 3 2 32 решение задач, анализ допущенн ых ошибок Беседа Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок 2 Ноябрь Декабрь 5 Две ладьи 2 против короля 1 Две ладьи 2 против короля 2 Ферзь ладья против короля и 2 3 Ферзь ладья против короля и 2 4 Ферзь король против короля и 2 1 Ферзь король против короля и 2 2 Ладья король против короля и 2 3 Ладья король против и 2 Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Две ладьи против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или 33 Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, 3 короля пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. Мат в два 2 хода в эндшпиле 2 Мат в два 2 хода в эндшпиле Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 3 Мат в два 2 хода в эндшпиле Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Защита от мата. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 4 Мат в два 2 хода в миттельшп иле Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 1 Мат в два 2 хода в миттельшп иле Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 2 Мат в два 2 хода в миттельшп иле 3 Мат в два 2 хода в дебюте Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика.. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. Февраль Январь 4 34 анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок е Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых 4 Март Апрель 4 Мат в два 2 хода в дебюте Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 1 Мат в два 2 хода в дебюте Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактические задания «Объяви мат в два хода», «Защитись от мата». Игровая практика. 2 Матовые комбинаци и 2 Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. 3 Матовые комбинаци и 2 Матовые комбинации. Тема отвлечения. Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. 4 Матовые комбинаци и 1 Комбинаци 2 и, ведущие к достижени ю материальн ого перевеса Комбинаци 2 и, ведущие к достижени ю материальн ого перевеса 2 2 Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Игровая практика. Тема отвлечения. Тема завлечения. Практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Тема освобождения пространства. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. 35 ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок 5 Комбинаци 2 и, ведущие к достижени ю материальн ого перевеса Комбинаци 2 и для достижени я ничьей Тема перекрытия. Тема превращения пешки. Сочетание тематических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика. Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. 1 Комбинаци 2 и для достижени я ничьей Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание «Сделай ничью». Игровая практика. 2 Типичные комбинаци и в дебюте Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенн ых ошибок 3 Май 4 2 3 Типичные комбинаци и в дебюте 2 Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». 4 Типичные комбинаци и в дебюте 2 Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание «Проведи комбинацию». 36 6 Приложение 5 7 37 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Шахматы» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модуля по текущему году обучения. Модуль 3 «Шахматы, третий год» способствует приобретению более глубоких знаний во всех стадиях шахматной партии: дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Особенности модуля: данная программа разработана на основе программы «Шахматы-школе» И.Г. Сухина, который опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски; применение нестандартных дидактических заданий и игр; детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры; преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры; разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры; неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат»; в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам; темы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Образовательные: - Способствовать освоению детьми знаний во всех стадиях шахматной партии: дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. - Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами; - Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры; - Обеспечить успешное овладение основополагающих принципов ведения шахматной партии; Развивающие: - Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи; - Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; - Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; - Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; Воспитательные: -Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений; Планируемый результат: умение ребенка ориентироваться на шахматной доске (обозначения полей), знать ценность шахматных фигур, уметь создавать и реализовывать матовые угрозы, шахматные комбинации, решать шахматные задачи на мат в два хода. Учебно-тематический план 3 год обучения № п/п Разделы (модули) 1. 1.1. Повторение пройдённого материала Ходы фигур, элементы игры Количество академических часов всего теория 4 2 1 0,5 38 практика 2 0,5 8 Шахматная нотация Практика матования одинокого короля Основы дебюта Двух- и трехходовые партии Мат в один ход Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя 2.4. «Детский мат» 2.5. «Повторюшка-хрюшка» 2.6. Принципы игры в дебюте 2.7. «Пешкоедство» 2.8. Связка в дебюте 2.9. Закрытые дебюты 3. Основы миттельшпиля 3.1. Тактические приемы 3.2. Матовые комбинации 3.3. Комбинации для достижения ничьей 3.4. Классическое наследие 4. Основы эндшпиля 4.1. Ладья против ладьи 4.2. Ферзь против ферзя 4.3. Ферзь против слона 4.4. Ладья против слона 4.5. Матование двумя слонами 4.6. Матование слоном и конем 4.7. Пешка против короля 4.8. Удивительные ничейные положения Итог 3 года обучения: 72 часа 1.2. 1.3. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 1 2 26 4 2 4 0,5 1 13 2 1 2 0,5 1 13 2 1 2 2 2 4 2 4 2 16 4 4 4 4 26 4 4 4 4 2 2 2 4 1 1 2 1 2 1 8 2 2 2 2 13 2 2 2 2 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 8 2 2 2 2 13 2 2 2 2 1 1 1 2 9 Календарно-тематическое планирование Сентябрь Месяц Н е д. Тема Ча сы 1 Ходы фигур, элемент ы игры 1 1 Шахмат ная нотация 1 2 Практик а 2 Содержание Форма контроля Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Записи шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Игровая практика с записью шахматной партии. Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок 39 Анализ допущенны Примеч ание матован ия одиноко го короля Двух- и 2 трехход овые партии Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание мат в один ход. 4 Двух- и 2 трехход овые партии Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание мат в один ход. 1 Мат один ход в 2 Мат в один ход. Игровая практика. 2 Невыгод 2 ность раннего ввода в игру ладей и ферзя Невыгод 2 ность раннего ввода в игру ладей и ферзя «Детски 2 й мат» Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика. Октябрь 3 3 Нояб рь 4 5 Повтор юшкахрюшка » 1 Принци 2 пы игры в дебюте 2 х ошибок Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя». Игровая практика. Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Игра на мат с первых ходов. Опрос, Детский мат. Защита. Другие решение угрозы быстрого мата в дебюте. задач, анализ допущенны х ошибок «Повторюшка-хрюшка» (черные Опрос, копируют ходы белых). Наказание решение «повторюшек». Дидактические задач, задания «Поставь мат в один ход анализ «повотрюшке»», «Выиграй фигуру допущенны у «повторюшки»». Игровая х ошибок практика. Решение задач. Принципы игры в дебюте. Опрос, Быстрейшее развитие фигур. решение Темпы. Гамбиты. Борьба за центр. задач, 40 0 Декабрь 2 Принци 2 пы игры в дебюте 3 «Пешко едство» 4 Связка в 2 дебюте 1 Связка в 2 дебюте 2 Закрыты е дебюты 2 3 Тактиче ские приемы 2 4 Тактиче ские приемы 2 2 Дидактическое задание «Выведи фигуру», «Захвати центр», «Выиграй фигуру». « Можно ли сделать рокировку?». Решение заданий. Игровая практика. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактическое задание «Поставь мат в один ход не рокированному королю», «Поставь мат в два хода не рокированному королю», Решение заданий. Игровая практика. «Пешкоедство». Неразумность игры в дебюте одними пешками. Дидактические задания «Мат в два хода», «Выигрыш материала», «Накажи «пешкоеда», «Можно ли побить пешку?». Игровая практика. Решение задач. Связка в дебюте. Дидактически задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание». Решение задач. Игровая практика. Связка в дебюте. Полная т не полная связка. Дидактически задания «Выиграй фигуру», «Сдвой противнику пешки», «Успешное развязывание». Решение задач. Игровая практика. Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат», «Мат в один ход», «Мат или пат», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика. Общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Игровая практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Игровая практика. Дидактическое задание «Выигрыш материала». 41 анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок 1 Матовы е комбина ции 2 3 Матовы е комбина ции 2 4 Комбина 2 ции для достиже ния ничьей 1 Комбина 2 ции для достиже ния ничьей Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Дидактические задания «Сделай ничью». Игровая практика. 2 Классич еское наследи е 2 Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия. Игровая практика. 3 Классич еское наследи е 2 Классическое наследие. «Бессмертная» партия. «Вечнозелёная» партия. Игровая практика. 4 Ладья против ладьи 2 Ладья против ладьи. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». 1 Ладья против ладьи 2 Ладья против ладьи. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», «Выигрыш фигуры». 2 Ферзь против ферзя 2 Ферзь против ферзя. Дидактические задания «Мат в два хода», «Мат в три хода», Март Февраль Январь 2 Матовые комбинации (на мат в три хода). Тема завлечения. Тема отвлечения. Тема блокировки. Практика. Дидактические задания «Объяви мат в три хода». Игровая практика. Тема разрушения пешечного прикрытия короля. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Сочетание тематических приемов. Дидактические задания «Объяви мат в три хода». Игровая практика. Комбинации для достижения ничьей. Дидактические задания «Сделай ничью». Игровая практика. 42 Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, 2 Май Апрель «Выигрыш практика. 3 Ферзь против ферзя 2 4 Ферзь против слона 2 1 Ферзь против слона 2 2 Ладья против слона 2 3 Ладья против слона 2 4 Матован 2 ие двумя слонами 1 Матован 2 ие слоном и конем 2 Пешка против короля 2 фигуры». Игровая анализ допущенны х ошибок Ферзь против ферзя. Ферзь против Опрос, ладьи. Дидактические задания решение «Мат в два хода», «Мат в три задач, хода», «Выигрыш фигуры». анализ Игровая практика. допущенны х ошибок Ферзь против слона. Опрос, Дидактические задания «Мат в два решение хода», «Мат в три хода», задач, «Выигрыш фигуры». Игровая анализ практика. допущенны х ошибок Ферзь против слона. Ферзь против Опрос, коня. Дидактические задания решение «Мат в два хода», «Мат в три задач, хода», «Выигрыш фигуры». анализ Игровая практика. допущенны х ошибок е Ладья против слона. Опрос, Дидактические задания «Мат в два решение хода», «Мат в три хода», задач, «Выигрыш фигуры». Игровая анализ практика. допущенны х ошибок Ладья против слона. Ладья против Опрос, коня. Дидактические задания решение «Мат в два хода», «Мат в три задач, хода», «Выигрыш фигуры». анализ Игровая практика. допущенны х ошибок Матование двумя слонами. Опрос, Практика. Дидактические задания решение «Мат в два хода», «Мат в три задач, хода». Игровая практика. анализ допущенны х ошибок Матование слоном и конем. Опрос, Практика. Дидактические задания решение «Мат в два хода», «Мат в три задач, хода». Игровая практика. анализ допущенны х ошибок Когда пешка проходит в ферзи без Опрос, помощи своего короля. Правило решение «Квадрата». Белая пешка на задач, седьмой горизонтали. Король анализ помогает своей пешке. Белая допущенны пешка на шестой горизонтали. х ошибок Белая пешка на пятой 43 3 3 Удивите 2 льные ничейны е положен ия 4 Удивите 2 льные ничейны е положен ия горизонтали. Ключевые поля. Король ведет свою пешку за собой. Белая пешка на пятых и четвертых горизонталях. Оппозиция. Белая пешка на третей и второй горизонталях. Дидактическое задание «Квадрат», «Проведи свою пешку в ферзи», «Сделай ничью». Игровая практика. Удивительные ничейные положения. Король против короля и двух коней. Король против короля, слона и пешки. Король против короля, коня и пешки. Практика. Дидактическое задание «Мат в один ход», «Мат в три хода», «Проведи свою пешку в ферзи», «Сделай ничью». Игровая практика. Удивительные ничейные положения. Король против короля и двух коней. Король против короля, слона и пешки. Король против короля, коня и пешки. Практика. Дидактическое задание «Мат в один ход», «Мат в три хода», «Проведи свою пешку в ферзи», «Сделай ничью». Игровая практика. 44 Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок Опрос, решение задач, анализ допущенны х ошибок 4 5 45