01.01.2017
Игры – любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игр. Кроме того, игра, в которую играет Ваш ребенок, может рассказать о его развитии иногда больше, чем психологические тесты. С возрастом изменяется не только ребёнок, но и игра. Она становится длительнее по времени, разнообразнее по содержанию. В насыщенной, интересной игре, наполненной фантазиями и воображением, ребенок гармонично и всесторонне развивается, и даже обучается. Одним из первых сигналов для родителей о возникновении проблем у ребенка может быть «застревание» на каком-то этапе развития игровой деятельности. (Ребенок растет, а спектр игр не расширяется, их содержание остается примитивным и однообразным).
В старшем дошкольном возрасте ребенок испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, быть самостоятельным и похожим на взрослых. Этот возраст требует огромного разнообразия форм межличностного сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками, он связан с развитием личности ребенка. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными и неудобными для малыша они ни были.
В возрасте примерно пяти лет появляется ролевая игра. Здесь главное для ребенка – ролевая идентификация. Главное сейчас для него - не просто повторить действия врача, но и сыграть его роль. Девочки стремятся с мамой готовить на кухне, а не имитировать её действия на детских кастрюльках. Просто забинтовать ногу кукле уже недостаточно, чтобы почувствовать себя врачом, ребенку требуется уголок для создания целой больницы. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре ребёнок имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. То есть побыть взрослым, сыграть его роль. Развивающая игра имеет большое значение и для эмоционального становления детей. Она помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице). Играя затем в больницу, имитируя и проигрывая страшные истории в играх, ребёнок перестает их бояться.
Вот девочки играют в магазин. Одна — продавец, она взвешивает товар, заворачивает его в бумагу, получает деньги. Другая — покупатель, она выбирает, что и сколько купить, оплачивает покупку, несет домой. Другими словами, берется какой-то сюжет — тема (в данном случае — магазин) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (продавец и покупатель). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре — сюжетно-ролевая. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации из-за нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. Беспокойства у родителей в этом случае возникать не должно, такая ситуация соответствует возрастному развитию ребенка. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?"
В возрасте 6-7 лет уже появляется игра по правилам. Ребёнок вкладывает смысл в свои действия, тем самым, понимая сущность ролей, которые он играет. Он уже не просто играет во врача, но и понимает, зачем это надо, что можно делать, а что нельзя, как сделать правильно. Он понимает, к чему приводят неправильные действия. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем выполнение этих правил ими жестко контролируется. Предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!»).
К играм с правилами относят также подвижные и дидактические. Подвижные игры особенно важны в настоящее время, когда все дети "заболевают" видеоиграми, компьютерными играми, настольными играми. Детям дошкольного возраста положено двигаться! Родителей должно насторожить то, что ребенок не любит играть в подвижные игры. О вреде сидячего образа жизни написано немало, но ведь важно еще и то, что именно подвижные игры с правилами помогают детям укреплять взаимоотношения, развивать воображение, стремление достигать результат, сотрудничать. Детям младшего и среднего дошкольного возраста интереснее всего играть в сюжетные подвижные игры, старшим же нравятся такие игры, где они могут проявить смелость, находчивость и т.п.
Среди дидактических игр различают игры-занятия, игры-упражнения. Данный вид игр широко распространен в детских садах. Дидактические игры упражняют детей в применении полученных ими знаний, более глубокому их усвоению, осознанию их необходимости. В этих играх развивается связная речь, усваиваются счетные операции, закрепляются сенсорные эталоны: цвет, форма, величина предметов, уточняются знания об окружающем мире и т.д.
До семи лет, пока ребенок не пошел в школу, игра является его основной деятельностью. Затем ребёнок уже приобщается к действительности, он играет уже не чью-то роль, а у него появляется своя собственная роль в мире взрослых. Игры во взрослых уже теряют своё значение для него. В школьном возрасте появляются игры, направленные на развитие умственной и эмоциональной сферы ребенка, где он учится общаться со сверстниками взрослыми, изучает правила взаимоотношений в обществе. Пи все большем включении в мир взрослых, игра для ребенка постепенно утрачивает свой смысл и превращается в свободное времяпровождение, своеобразный отдых. Пока же Ваши дети ещё только на пути к взрослой жизни, наблюдайте за их развитием, и чаще с ними играйте в различные игры.
Психологи отмечают, что многие молодые люди, испытывающие сейчас проблемы в общении, возможно когда-то не научились играть в коллективе сверстников.
И еще несколько советов…
Что нужно делать:
- Учить играть ребенка и придавать значение игре не меньшее, чем питанию, прогулкам и воспитанию.
- Следить за тем, как Ваш малыш играет, и знать, какие игры в его возрасте ему необходимы.
- Поощрять фантазию и творчество в игре.
- Не прерывать игру в разгаре происходящих в ней событий.
- Готовя к поступлению в школу, проигрывать сюжеты школьной жизни.
- Если игры не соответствуют возрасту ребенка, он отстает от сверстников, проконсультироваться с психологом.
Чего не нужно делать:
- Смотреть на игры, как на баловство, наказывать за них.
- Прерывать игру «на самом интересном месте».
- Ругать за фантазии и выдумки в игре, за воображаемых партнеров.
- Не обращать внимания на то, как и с кем играет Ваш малыш.
- Не придавать значения тому, что игры Вашего ребенка отличаются от игр сверстников.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2018
Дата обновления: 21.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017