01.01.2017
Заикание - нарушение плавности речи, сопровождающееся мышечным напряжением - судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Родителям необходимо знать, что заикание почти никогда не проявляется как самостоятельное нарушение речи, чаще всего ему сопутствуют нервно-психические расстройства.
Обычно заикание возникает с 2 до 5 лет, когда идет активное становление речи. В возрасте 2-3 летв речи ребенка могут возникнуть запинки (внезапные остановки в речи) несудорожного характера, их не надо путать с заиканием. Такие запинки отмечаются у многих детей. Ребенок может повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: "а", "ну", "вот" и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребенок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, возможно, это уже не физиологические запинки, а серьезное нарушение – заикание. Не откладывайте свой визит к логопеду и психиатру. Специалисты помогут Вам определить, есть ли основание для беспокойства.
В некоторых случаях заикание может возникнуть в кризисные периоды развития, когда происходят физиологические и психологические изменения в организме. Например, это может быть старший дошкольный или подростковый возраст. Основные проявления заикания – судороги, которые возникают во время речи в дыхательном, голосовом, артикуляционном аппарате. При заикании нарушается темп, плавность, согласованность речевых движений, и, собственно, весь процесс речи. По характеру они подразделяются на клонические, когда ребенок твердит первый звук или слог в начале слова, а потом как бы выталкивает конец слова. Есть более тяжелые судороги: тонические. При таких судорогах малыш не может начать говорить, практически застревает на слове. Бывают судороги смешанного типа. Помимо судорог взрослые могут увидеть и другие признаки заикания: двигательные уловки. Перед тем как начать говорить, ребенок совершает какое-то действие: постукивает рукой, закрывает глаза, кивает головой и т.д.
По степени проявления заикание может быть легким, средним и тяжелым. Если при легкой степени заикания речевое общение с окружающими у ребенка не нарушается, то при тяжелой форме общение с помощью речи практически невозможно. В большей степени заикание проявляется в присутствии незнакомых людей, после сильного физического напряжения, при простудных заболеваниях. Заикающиеся дети могут испытывать беспокойство и во время сна: вздрагивать, сбрасывать одеяло, метаться по кровати.
Причины, которые вызывают заикание, могут быть различными. Одной из наиболее распространенных причин является психотравмирующий фактор – испуг, постоянные семейные скандалы, конфликты в детском коллективе, неоправданные наказания ребенка взрослыми. Различныеинфекционные заболевания (корь, скарлатина, коклюш) также могут спровоцировать возникновение заикания. Родителям необходимо помнить и о возрастных особенностях детей и не увлекаться чрезмерным речевым развитием ребенка. Непосильная речевая нагрузка может вызвать запинки и, как следствие, заикание, так как речевой аппарат у него слаб и легко травмируем. Поражение центральной нервной системы, которое может появиться из-за родовой травмы, инфекционные заболевания матери в период беременности являются факторами риска для возникновения любых речевых расстройств, и, в том числе, заикания. Слишком торопливая, неряшливая речь близких взрослых, постоянно находящихся рядом с ребенком, также может служить провоцирующим фактором для возникновения нарушения речи. В этом случае заикание появляется как подражание. В настоящее время увеличилось количество детей, страдающих заиканием от эмоциональных перегрузок вследствие ежедневных длительных просмотров телепередач, частых посещений мероприятий с большим количеством людей.
Если родители заикаются, совсем необязательно, что и ребенок будет страдать этим недугом. По наследству заикание не передается, но ребенок к нему уже предрасположен.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь);
употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
С чего начать устранение заикания? Прежде всего, родители должны обратиться к невропатологу и психиатру для определения природы заикания: является оно органическим или функциональным. От этого зависит подход при устранении того или иного вида заикания. Необходимо выполнять все рекомендации врачей.
При остро возникшем заикании, когда родители знают причину возникновения заикания,необходимо устранить ситуацию, травмирующую психику. Чем быстрее удастся восстановить нарушенную плавность речи, тем благоприятнее прогноз.
Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
Некоторые рекомендации родителям
Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.), особенно в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении. Недопустимо оставлять ребенка одного в темноте.
И педагогам…
В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания.
Необходимо проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, а также не фиксировать внимание ребенка на его недостатке.
Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но, ни в коем случае не по слогам.
Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
Таких детей не надо спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил.
Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма.
Ребенок, страдающий заиканием, должен все время находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2018
Дата обновления: 21.11.2018
Дата публикации: 01.01.2017