В мире слов или как развивать словарный запас детей.

01.01.2017

У Вас появился малыш! Вы наблюдаете, как он растет, делает первые шаги, открывает для себя мир, самоутверждается в нем. И, конечно, с особым нетерпением ждете появления у малыша первых слов. Накопление словарного запаса у ребенка идет параллельно с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие звуки у него еще отсутствуют, то и слова он произносит неправильно, искаженно. До определенного возраста это нормально и не должно вызывать тревоги, потому что по мере овладения речевыми звуками и структура слов уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает к 5-6 годам, если нет каких-либо осложнений. Словарный запас постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный состав словаря выражается в постепенном усвоении новых слов (и в первую очередь это слова, связанные с его ближайшим окружением: мама, баба, папа). Качественный рост словарного запаса предполагает все более глубокое понимание значений слов, в том числе переносных, и их многозначность. При своевременном и правильном речевом развитии ребенок не испытывает трудностей в общении, он легко вступает в контакт с взрослыми, активно участвует в играх детей, может четко и ясно излагать свои мысли, объяснять свои ответы и даже отстаивать свою позицию.

 

Так что же должно насторожить родителей в развитии речи малыша в раннем возрасте? Это запаздывание появления первых слов; «задержка» на первых словах     (иногда первые слова у детей появляются в положенный срок, т. е. к году, но дальнейшее обогащение словарного запаса прекращается); отсутствие фразовой речи при достаточном словарном запасе. (Фразовая речь у ребенка формируется к 2 годам).

В дошкольном возрасте необходимо обратить серьезное внимание на частые и длительно сохраняющиеся замены близких по значению слов, т.е. неточное их употребление (санки — лыжи; кровать — диван; стул — табуретка; бегать — ходить); длительное припоминание слов при назывании изображенных на картинках предметов и действий или при ответах на вопросы взрослого; постоянные нарушения слоговой структуры слов (еро» вместо дерево, «вебра» вместо верба, «мотолок» вместо молоток и т п ); выраженные затруднения в выражении своих мыслей словами; неумение связно, логично рассказать о случившемся и т. д.

Если Вы заметили подобные особенности речи у ребенка, обязательно обратитесь за консультацией к специалистам, так как своевременно оказанная помощь поможет предупредить многие проблемы.

Если к началу обучения в школе у ребенка недостаточно сформирована устная речь, то при овладении письменной речью у него возникнут проблемы. Например, для усвоения и применения многих грамматических правил, необходимо быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и понимании лексического значения слова. Поэтому при письме, особенно под диктовку, многие дети не могут подобрать проверочное слово и пишут так, как слышат. Для предупреждения подобных ситуаций необходимо обратить серьезное внимание на накопление словаря еще в дошкольном возрасте.

Существует множество игр на развитие словарного запаса, которые не требуют специальных условий и подготовки для их проведения, и поэтому в них Вы с ребенком можете играть дома, на улице, на даче, в поездках и т. д. Например, игра «Подбери словечко» позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать окружающий мир. Эта игра интересна детям любого возраста. Малышам можно показать игрушку, детям более старшего возраста – картинки или окружающие предметы. Вы просите подобрать признаки к этому предмету. Игра будет интересней, если внести элемент соревнования: выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Что бывает…?» Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «Что бывает зеленым?» — помидор, ель, трава, дом и т. д. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом убедитесь, что смысл слова точно понимается ребенком.

«Скажи наоборот». Предложите ребенку немного «повредничать». Вы называете любое слово, а ребенок говорит совершенно противоположное (мокрый — сухой, умный — глупый, жадный — щедрый, вязать — распускать, ходить — стоять и т. п.). Задания и правила игры можно постепенно усложнять. Ребенку можно предложить определить не только противоположное свойство, но и назвать предмет, имеющий это свойство. Например: карандаш (оставляет след) — резинка (стирает); ножницы (разъединяют) — клей (соединяет); стена (не пропускает свет) — окно (прозрачное); Гулливер (ходит большими шагами) — Мальчик-с-пальчик (маленькими шажочками); вода (мочит) — ветер (сушит); Буратино (веселый) — Пьеро (грустный), или Мальвина (послушная), или Тортилла (мудрая); Баба-Яга (злая) — Василиса (добрая); белая бумага — черная доска; гладкий лед — каменистая тропа; шумная толпа — тихая музыка; мягкая вата — твердый кирпич и т. д. А если Вы предложите не только подобрать слово, но и объяснить свой ответ, то ребенок почувствует себя взрослым и важным.Хочу такой сайт

«Найди приятеля». Взрослый предлагает детям выбрать из трех слов два слова, похожие по смыслу (синонимы): дом, солдат, маршал; конь, собака, лошадь; веселый, крепкий, прочный; и т. д. Эта игра, кроме речи, развивает логику и мышление.

«Снимаем фильм». Игра позволит ребенку осмыслить и закрепить понимание последовательности действий. Называется какая-либо ситуация, а ребенок называет последовательность действий, из которых она состоит. Например, ситуация «мальчик ловит рыбу» — приготовил удилище, леску, крючок, поплавок; накопал червей; пришел на берег; надел червяка на крючок; забросил удочку; смотрел на поплавок и т. д. С малышами эта игра может проводиться с использованием картинок, отражающих последовательность действий, количество которых постепенно увеличивается. Дети старшего возраста могут не только называть последовательность действий, но и передавать их с помощью движений, пантомимики. Ситуации могут быть самыми разнообразными: жарим яичницу, варим борщ, гуляем с собакой, смотрим телевизор. Сложность предлагаемых детям ситуаций зависит от возраста. У малышей количество последовательных действий не должно превышать 2—3, у старших — не более 8—10.

«Что от чего». Эта игра развивает наблюдательность и позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений. Вы называете части какого-либо предмета, а ребенок называет предмет, в котором присутствуют все эти детали. Например, циферблат, стрелки, маятник — часы; ствол, ветви, сучья, листья — дерево. В итоге ребенок может прийти к самостоятельному выводу, что один элемент может быть частью различных объектов. Например, листок — у книги, дерева, тетрадки; ручка — у бокала, кувшина, двери, человека и пр.

«Интервью». Эту игру можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста и школьниками. Вы берете на себя роль (ученый, врач и др.) Ребенку нужно сделать интервью, как настоящему журналисту. Список вопросов можно готовить вместе. Игра развивает диалогическую речь, прививает социальные навыки. В интервью используется очень важный прием: ребенок должен правильно задать вопрос, чтобы получить тот ответ, который ему нужен. Ему придется задействовать все свои языковые навыки, чтобы грамотно построить диалог. Игру можно разнообразить: брать интервью на самые разные темы. Это обогатит словарный запас ребенка, научит его строить вопросы. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Поощряйте детское словотворчество, играйте вместе с ребенком, покажите ему, что обучение может приносить удовольствие. Стимулируйте речевую активность ребенка, но обязательно давайте ему образцы правильной речи. Не забывайте, что Ваша речь, особенно в раннем возрасте, служит образцом для подражания. Успехов Вам и вашему малышу!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 21.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».