Психологическая основа ФГОС дошкольного образования это в первую очередь, организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Важным условием, которого является, не только мониторинг и коррекционные занятия с детьми, но и тесное взаимодействие со всеми членами образовательной деятельности (дети, педагогический коллектив, родители и администрация). Психологическое сопровождение предусматривает, использование правильно подобранных методов и приемов, при взаимодействии вех участников образовательной деятельности. Немаловажной задачей является, взаимодействие Организации с семьей. Ведь ДОУ является единственным общественным институтом, который имеет возможность оказывать определенное воздействие.
В основу совместной деятельности Организации и семьи закладываются несколько принципов:
- единый подход к процессу развития ребенка
- взаимное доверие во взаимоотношения педагогов и родителей
- индивидуальный подход к каждой семье
- возможность родителей участвовать в образовательной деятельности и реализации образовательной программы ДОУ.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания с семьями воспитанников.
Целью психологического сопровождения в ДО является:
- сохранение психологического здоровья всех участников образовательной деятельности.
- развитие умений у детей взаимодействовать со сверстниками согласно их возрастным особенностям.
- психолого –педагогическое сопровождение всех участников образовательной деятельности на этапе введения ФГОС.
Задачей психологического сохранения является:
1.Способствовать развитию индивидуально-личностных особенностей детей.
2.Повышать психологическую компетенцию педагогов, посредством семинаров, тренингов, психологических часов.
3.Взаимодействие с участниками образовательной деятельности для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов детей.
4.Просвещение родителей в вопросах формирования базовых компетенций личности ребенка дошкольника.
5.Подготовка пакета методических материалов по психологическому сопровождению воспитанников.
Свою работу я строю в нескольких направлениях:
1.Профилактическое направление
Профилактика – В первую очередь ведется профилактика возникновения явлений дезадаптации у вновь пришедших детей.
Разрабатываются рекомендации для педагогического состава и родителей, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. На начало и конец учебного проводится мониторинг психического развития ребенка.
2.Диагностическое направление
Это направление осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации ДОУ, педагогов, родителей. Так же идет работа с педагогами учреждения, проводится могиторинг профессионального выгорания. Изучается климат в педагогическом коллективе.
3, Консультативное направление
Оказание конкретной психологической помощи взрослым и детям. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
В ДОУ, ведется тесное сотрудничество со всеми участниками образовательной деятельности.
Работа родителями (законными представителями)
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей в форме круглого стола и индивидуальных консультаций.
- участие в родительских собраниях
- работа в семейном клубе «Открытое общение», где для родителей проводятся консультации, мастер классы, мини-тренинги в вопросах воспитания и развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Работа с педагогами:
- индивидуальные консультации и групповые, в виде психологических часов
- тематические мини-тренинги
- мастер-классы, круглые столы по запросу педагогов и прочие формы работы.
Работа с администрацией образовательного учреждения
- участие в работе педагогических советов
- психолого-педагогическое консультирование.
4.Психологическая коррекция и развитие
Данное направление психолого-педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС ДО ориентировано на создание системы комплексной помощи детям с учётом их индивидуально-личностных особенностей.
В саду ведется систематическая целенаправленная работа психолога с детьми. Работа осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий по коррекции и развитию.
Конечно, важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье детей, индивидуальный подход и создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Поэтому психолого-педагогическое сопровождение это целая технологичная машина поддержки и помощи ребенку и родителю в решении их проблем, где положительного результата, динамики можно достичь лишь при тесном взаимодействии и включенности всех участников образовательной деятельности, для реализации, поставленных целей и задач, реализуемых образовательной программой ДОУ, разработанной с учетом ФГОС ДО.
|