Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности Жёлтый рюкзачок

Структура
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
туристско-краеведческой направленности
«Жёлтый рюкзачок» (для детей с 5 до7лет)
1.Пояснительная записка
- направленность;
- актуальность;
- отличительные особенности программы;
- адресат;
- наполняемость группы;
- режим занятий;
- объем;
- срок освоения;
- перечень форм обучения;
- перечень видов занятий;
- перечень форм подведения итогов реализации программы;
2.Цель и задачи программы
3.Содержание программы
4.Планируемые результаты
5.Организационно-педагогические условия программы
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации/контроля и оценочные материалы
6.Список литературы
Приложение 1 – Рабочая программа

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жёлтый
рюкзачок» относится к туристско-краеведческой направленности и ориентирована на
вовлечение детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как
малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных,
экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы,
обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями
знаний (биология, география, экология и др.), содействовать формированию у
обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в
условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития
личности, а так же для социализации обучающихся.
Туризм – вид социальной деятельности, направленный на укрепление здоровья,
повышение физической тренированности, выносливости организма, познания и общения.
Туризм неотделим от краеведческой работы, т.е. углубленного изучения во время походов
истории, природы и культуры родного края – своей малой родины.
Актуальность дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Жёлтый рюкзачок», состоит в том, что регулярные занятия туризмом и краеведением с
детьми старшего дошкольного возраста, формируют духовный облик ребенка, его
характер, жизненные ориентиры, отношения к другим людям, к Родине, природе, труду.
Туризм формирует у детей умение интересно и содержательно организовывать свой досуг
и включает в себя ряд компонентов: физкультурно – оздоровительный, социальнокоммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный, а
также является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.
Программа «Жёлтый рюкзачок» рассчитана на детей 5 -7 лет и предусматривает
проведение игровых занятий познавательно-двигательного характера, физкультурнооздоровительной работы и активного отдыха детей, а также активизацию их
самостоятельной деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста используется
простейший туризм и основы краеведения, пешие прогулки на природу как средства
развития и приобщения детей к здоровому образу жизни, закладываются навыки
патриотического воспитания. При реализации образовательной программы теоретические
сведения воспитанников сообщаются в процессе игровых занятий. Занятия в объединении
с дошкольниками строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного
восприятия ребенком окружающего мира.
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:
• созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
•
удовлетворению
индивидуальных
потребностей,
обучающихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в
занятиях физической культурой и спортом,
• формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление,
развитие и поддержку талантливых учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданского, трудового воспитания
учащихся;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление
здоровья
учащихся.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жёлтый
рюкзачок» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
3

- распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»,
- приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
- приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»,
- Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 27».
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристскокраеведческой направленности «Жёлтый рюкзачок»- краткосрочная.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристскокраеведческой направленности «Желтый рюкзачок», предусматривает обучение детей от
5 до 7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования.
Старший дошкольный возраст представляется особенно подходящим для
туристской деятельности из-за большой пластичности нервной системы ребёнка, её
податливости влияниям внешней среды. Старший дошкольник уже овладел основными
видами движений, он завершает освоение специализированных локомоций и переходит к
освоению новых комбинаций движений и упражнений, зависящих от ситуаций детской
деятельности (двигательного творчества, игры, преодоления препятствий). На основе
совершенствования органов чувств и движений происходит развитие моторики,
физических качеств личности. Ребёнок пробует самостоятельно и творчески использовать
навыки двигательной деятельности в постоянно меняющихся условиях окружающей
среды.
По данным современных исследований, именно старший дошкольный возраст
является наиболее важным для формирования движений, так как строение, функции и
взаимодействие различных органов и систем достигают в этот период своего
совершенства. Однако Д.И. Фельдштейн отмечает недостаточную сформированность
мелкой моторики современных детей, что указывает на неразвитость соответствующих
мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность. Ребёнок старшего
дошкольного возраста активно осваивает окружающий мир. Это становится возможным
4

благодаря пластичности нервной системы, интенсивному созреванию мозжечка,
подкорковых образований, коры головного мозга, завершению дифференциации центров
ассоциативных зон, улучшению механизма сопоставления слова с воспринимаемой
действительностью, развитию кинестетического контроля. В этом возрасте происходит
активное развитие психических познавательных процессов — памяти, внимания,
мышления, развивается способность управлять своим поведением. Показателями
развития эмоциональной сферы старшего дошкольника, по данным Л.Д. Глазыриной и
В.А. Овсянкина, являются умения сдерживать чувства, пользоваться общепринятыми
формами их выражения.
Серьёзными достижениями в развитии волевой сферы становятся способности к
ограничению желаний, постановке определённых целей, преодолению препятствий,
стоящих на пути этих целей, а также правильная оценка результатов собственных
действий. В то же время проведённый Н.А. Горловой мониторинг мнения родителей и
педагогов указал на главные болевые точки современных детей: повышенную
тревожность и агрессию, возбудимость и гиперактивность, потребность к восприятию
информации и вместе с этим — повышенные утомляемость и эмоциональность.
Дети настойчивы и требовательны, не желают выполнять бессмысленные
действия, они значительно отличаются от своих сверстников прошлого века.
Современные дети находятся в постоянном, непрерывном движении, их трудно удержать
на одном месте. В организованных видах деятельности они зачастую не могут
сосредоточиться, им по-прежнему нужны игровые и заинтересовывающие моменты. У
современных детей, по мере их взросления, время произвольной концентрации внимания
не увеличивается.
По данным Е.О. Смирновой, «дети теряют способность и желание чем-то занять
себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для
создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать,
придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие
собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться
друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и
формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать, не о чем спорить. Они
предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений».
Современные дошкольники стали более раскованными, раскрепощёнными,
инициативными, но в то же время они с большим трудом усваивают нормы нравственного
характера, у детей слабо развита эмоциональная сфера, всё, что связано с установкой
взаимоотношений и взаимодействий, общением с взрослыми и сверстниками. Эти
особенности современных детей диктуют необходимость использования средств и
способов рекреационного туризма для целостного развития дошкольников, создания
условий для общения, роста мотивации к деятельности, усвоения общечеловеческих норм
и ценностей.
Наполняемость группы
Ожидаемое количество детей в одной группе: от 5 до10 человек.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, во второй половине дня, по 1 учебному часу.
Учебный час равен: 25-30 минут.
Объем программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество
учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы составляет 8 учебных часа.
5

Срок реализации программы
Срок освоения программы - 1 месяц (8 занятий).
Формы обучения
Обучение по программе осуществляется в очной форме.
Форма организации занятий: групповая.
Виды занятий
- теоретические;
- практические.
Формы проведения итогов реализации программы
- Тематическая подвижная игра с элементами туристской техники: «В поисках
клада».
2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у детей старшего дошкольного возраста
мотивации к изучению малой Родины по средствам знакомства с туристской и
краеведческой деятельностью.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи
программы:
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного
края;
• Развитие личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
• Прививать навыки здорового образа жизни;
• Воспитывать устойчивый интерес к родному краю;
Развивающие:
• Формирование знаний о природных богатствах края;
• Прививать навыки познавательной самостоятельной творческой деятельности;
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания
сохранять и приумножать богатства города, края.
Обучающие:
• Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;
• Обогащение знаний учащихся о городе Березовский, его истории,
достопримечательностях.
3.Содержание программы
Учебный (тематический) план
п/п
№

Название темы

1.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Юные туристы

1

0,5

0,5

2.

Моя малая Родина

1

0,5

0,5

3.

Природа нашего края

1

0,5

0,5

4.

Ориентирование

1

0,5

0,5

5.

Компас

1

0,5

0,5

6

6.

Скорая помощь юному путешественнику

1

0,5

0,5

7.

Жёлтый рюкзачок

1

0,5

0,5

8.

В поисках клада

1

0,5

0,5

8

4

4

Итого:

Содержание учебного (тематического) плана
1. Юные туристы.
Теория. Кто такой турист? Что такое туризм? Что мы знаем о видах туризма?
Способы и средства передвижения. Виды туризма и времена года. Правила безопасности
в походах.
Практика. Посвящение в туристы, выбор гимна туристов, дидактические игры на
безопасность, разгадывание загадок о туризме, просмотр мультипликационного фильма.
2. Моя малая Родина.
Теория. Город, в котором мы живем. Возникновение и развитие города:
первоначальные поселения, исторические здания, происхождение названия города.
Сведения о местных достопримечательностях, промышленных предприятиях,
учреждениях культуры и быта. Улицы нашего города. Как они называются? В честь кого
названы?
Практика. Создание стенгазеты «Мой край родной. Город, в котором мы живём».
3. Природа
нашего
края.
Прогулка-поход
имеющее
краеведческое,
оздоровительное и экологическое содержание.
Теория. Природа. Живая и не живая природа. Природа нашего края. Водоемы
нашего края. Мы друзья природы. Правила безопасного поведения на природе и во время
движения.
Практика. Прогулка-поход в естественные природные условия (Шиловский
водоем).
4. Ориентирование.
Теория. План маршрута. Кто разрабатывает и составляет карты. Виды
топографических карт. Топографические знаки — азбука карты.
Практика. Тренировки по ориентированию. Дидактические игры с планом
маршрута. Работа с планом детского сада и прилегающей территории. Дидактические
игры: дидактические игры с топографическими знаками (с использованием разрезных
картинок).
5. Компас
Теория. Компас. Устройство и назначение компаса. Стороны света: север (С), юг
(Ю), восток (В), запад (З) на компасе. Определение севера, юга по компасу. Магнитная
стрелка компаса похожа на танцовщицу. Влияние магнита на стрелку компаса (игра с
детскими магнитами). Что делать, если компас сломался. Компас в современном мире.
Что такое горизонт. Линии горизонта, стороны горизонта. Понятия «далеко» — «близко»,
«высоко» — «низко» относительно горизонта.
Практика. Путешествие с компасом по зданию детского сада составление карты.
Игры на ориентирование: «Маленькие путешественники» (игра-путешествие по зданию,
его помещениям).
6. Скорая помощь юному путешественнику. Экологическая прогулка по тропе
природы.
Теория. Растения — верные друзья. Целебные свойства зелёных растений.
Знакомство с отдельными лекарственными растениями. Лекарство под ногами —
подорожник. Как можно применить лекарственные травы? Первая медицинская помощь.
Нормы и правила поведения на природе.
7

Практика. Экологическая прогулка по тропе природы. Игры «Собери
лекарственные растения, которые тебе встретятся на пути», «Перевяжи руку, ногу,
голову».
7. Жёлтый рюкзачок.
Теория. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста.
Простейшие туристские узлы. Основные узлы, их назначение, способы завязывания.
Правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки, при спуске и подъёме по
склону. Техника безопасности вовремя похода.
Практика. Отработка способов завязывания простейших туристских узлов.
8. В поисках клада.
Теория. Правила проведения игры.
Практика. Тематическая подвижная игра с элементами туристской техники: «В
поисках клада».
4. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-развитие физических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости.
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- формирование основы компетентного общения, развитие умения адекватно
воспринимать специальную информацию в процессе прогулок-походов;
- формирование элементарных знании о коммуникативной культуре при
посещении разных туристических объектов;
- развитие любознательности, устойчивого интереса к природе родного края, к
ближайшему социально-культурному окружению, истории своей семьи, дошкольного
учреждения, знакомым улицам;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о туризме и его основных видах,
туристском природопользовании.
-овладение правилами поведения в окружающей среде и в туристическом походе;
- формирование первоначальных представлений о специальных туристских
знаниях: как готовятся к прогулкам-походам разного назначения и форм организации;
- формировать умение ориентироваться на знакомой и незнакомой местности,
пользоваться схемой, планом, элементарными топографическими знаками;
- развивать умения работать с компасом;
- формировать умения использовать двигательные навыки и умения, развивать
физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию, выносливость,
ловкость);
5. Организационно-педагогические условия программы
Календарный учебный график
№ п/п

Основные
процесса

характеристики

образовательного

1

Количество учебных недель

4

2

Количество учебных дней

8

3

Количество часов в неделю

2
8

4

Количество часов

8

5

Начало занятий

1 июня

6

Окончание занятий

30 июня

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного
образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад № 27»
г. Березовский. Спортивный зал (для отработки практических и теоретических навыков)
площадью 78,7кв.м., территория детского сада (для отработки практических навыков),
естественные природные условия (для организации походов).
Мебель и специальное оборудование и оргтехника: ноутбук, интерактивная панель
– 1 шт.
Инструменты, необходимые для работы: карандаши цветные – 5 шт., клей – 10 шт.,
фломастеры – 5 шт., бумага А1, ножницы -10 шт., компас – 2 шт., магнит - 2 шт., бинт – 2
шт., веревка (40 см) – 10 шт., карабин – 10 шт., рюкзак – 1 шт., портативная колонка – 1
шт.
Кадровое обеспечение
Минимально допустимая квалификация педагога:
Уровень образования педагога: среднее профессиональное.
Уровень соответствия квалификации: профессиональная переподготовка по
профилю программы.
Методические материалы
1.Фёдорова Е.Г. «Азбука «Ау!»: Методическое пособие». – СПб.: «ДетствоПресс», 2008; Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и
дошкольного возраста в ДОО– СПб.: «Детство-Пресс», 2015.;
2.Завьялова Т.П. Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. –2001.-№2 с.;
3. http://omac.ru/ - методические разработки по туризму авторской программы Д.
Ю. Милехина «Спортивный туризм», 2002 год.
4. http://www.ch-Hb.ru/general/biblio/projerts/enc/index.htmI. На сайте приведено
очень много разнообразных вопросов для тестов по краеведению. Там же есть готовые
разработки краеведческих занятий, материалы, полнотекстовые варианты книг по
краеведению.
5.www.ecosystema.ru - экология, природа России, игры, методические разработки,
определители растений, животных, грибов.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации по программе не предусмотрены.
В процессе обучения детей по данной программе осуществляется текущий
контроль (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся). При работе над
теоретическим материалом предпочтение отдаётся эвристической беседе, так как это
важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся
усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического
мышления, активно используя эвристический метод познания.

9

6.Список литературы
Нормативные документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р
об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года,
- национальный проект «Образование», Федеральный проект «Успех каждого
ребенка»,
- приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533
"О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»,
- приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №
613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
Литература, используемая при составлении программы:
1. Ведерникова О. П. Детский турист. //Инструктор по физической культуре. –
2009.- №4. – С. 49 -52.
2. Грицищина Т. Маленькие туристы. // Детский сад со всех сторон. 2004. - №36. –
С. 2-31.
3. Колмакова А. Н., Сысюк Т. П. Использование природный ресурсов. // Старший
воспитатель. – 2013. - №7. – С. 24-28.
4. Мурзина Е. М. Педагогический проект «Спортлотоша в королевстве невиданных
дорожек» // Инструктор по физкультуре. – 2013. - № 4. – С. 76-82.
5. Платохина Н. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения
(ссоциальными институтами в процессе развития у детей ценностного отношения к
родному краю). //Детский сад от А до Я. – 2008. - №5. –С. 44-56.
Литература для обучающих и для родителей:
1.Фёдорова Е.Г. «Азбука «Ау!»: Методическое пособие». – СПб.: «ДетствоПресс», 2008; Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и
дошкольного возраста в ДОО– СПб.: «Детство-Пресс», 2015

10

Приложение 1

11

Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Жёлтый
рюкзачок» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы и представляет собой календарно-тематическое планирование по текущему
году обучения.
Программа
«Жёлтый рюкзачок» ориентирована на вовлечение детей в
туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения, как малой Родины, так и
России, дает понимание, что такое малая Родина, природные богатства родного края.
Формирует представления о туризме, видах туризма.
Программа рассчитан на 1 месяц обучения.
Цель и задачи программы: Формирование у детей старшего дошкольного
возраста мотивации к изучению малой Родины по средствам знакомства с туристской и
краеведческой деятельностью.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного
края;
• Развитие личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу;
• Прививать навыки здорового образа жизни;
• Воспитывать устойчивый интерес к родному краю;
Развивающие:
• Формирование знаний о природных богатствах края;
• Прививать навыки познавательной самостоятельной творческой деятельности;
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания
сохранять и приумножать богатства города, края.
Обучающие:
• Развитие познавательного интереса к изучению родного города, края;
• Обогащение знаний учащихся о городе Березовский, его истории,
достопримечательностях.
Планируемый результат:
Личностные результаты:
-развитие физических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости.
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- формирование основы компетентного общения, развитие умения адекватно
воспринимать специальную информацию в процессе прогулок-походов;
- формирование элементарных знании о коммуникативной культуре при
посещении разных туристических объектов;
- развитие любознательности, устойчивого интереса к природе родного края, к
ближайшему социально-культурному окружению, истории своей семьи, дошкольного
учреждения, знакомым улицам;
Предметные результаты:
- формирование первоначальных представлений о туризме и его основных видах,
туристском природопользовании.
-овладение правилами поведения в окружающей среде и в туристическом походе;
- формирование первоначальных представлений о специальных туристских
знаниях: как готовятся к прогулкам-походам разного назначения и форм организации;
12

- формировать умение ориентироваться на знакомой и незнакомой местности,
пользоваться схемой, планом, элементарными топографическими знаками;
- развивать умения работать с компасом;
- формировать умения использовать двигательные навыки и умения, развивать
физические качества (силу, быстроту, двигательную координацию, выносливость,
ловкость).
Учебно-тематический план
п/п
№

Название темы

Количество часов

1.
Юные туристы
2.
Моя малая Родина
3.
Природа нашего края
4.
Ориентирование
5.
Компас
6.
Скорая помощь юному путешественнику
7.
Жёлтый рюкзачок
8.
В поисках клада
Итого:

Всего

Теория

Практика

1
1
1
1
1
1
1
1
8

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
4

Календарно-тематическое планирование

Июнь

Месяц

Не
д.

Тема

Час
ы

1

Юные
туристы

1

1

Моя
малая
Родина

1

Содержание

Форма
Прим
контроля ечани
е
Беседа

Кто такой турист? Что такое туризм?
Что такое туристическая группа? Что
мы знаем о видах туризма? Виды
туризма и времена года. Правила
безопасности в походах.
Посвящение в туристы, выбор гимна
туристов, дидактические игры на
безопасность, разгадывание загадок о
туризме, просмотр
мультипликационного фильма.
Город, в котором мы живем.
Беседа,
Возникновение и развитие города:
наблюде
первоначальные поселения,
ние
исторические здания, происхождение
названия города. Сведения о местных
достопримечательностях,
промышленных предприятиях,
учреждениях культуры и быта.
Улицы нашего города. Как они
называются? В честь кого названы?
Создание стенгазеты «Мой край
родной. Город, в котором мы
живём».
13

2

Природа
нашего
края

1

3

Ориентир
ование

1

3

Компас

1

4

Скорая
помощь
юному
путешест
веннику

1

4

Жёлтый
рюкзачок

1

Живая и не живая природа. Природа
нашего края. Водоемы нашего края.
Мы друзья природы. Правила
безопасного поведения на природе и
во время движения. Прогулка-поход
в естественные природные условия
(Шиловский водоем).
Кто разрабатывает и составляет
карты. Виды топографических карт.
Топографические знаки — азбука
карты.
Дидактические игры с планом
маршрута. Дидактические игры с
планом комнаты. Составление
простейшего плана. Дидактические
игры: дидактические игры с
топографическими знаками (с
использованием разрезных
картинок).
Компас. Устройство и назначение
компаса. Стороны света: север (С),
юг (Ю), восток (В), запад (З) на
компасе. Определение севера, юга по
компасу. Влияние магнита на стрелку
компаса (игра с детскими
магнитами). Что делать, если компас
сломался. Компас в современном
мире. Что такое горизонт. Линии
горизонта, стороны горизонта.
Понятия «далеко» — «близко»,
«высоко» — «низко» относительно
горизонта. Игра на ориентирование:
«Маленькие путешественники»
(игра-путешествие по зданию, его
помещениям).
Растения — верные друзья.
Целебные свойства зелёных
растений. Знакомство с отдельными
лекарственными растениями. Как
можно применить лекарственные
травы? Первая медицинская помощь.
Нормы и правила поведения на
природе. Экологическая прогулка по
тропе природы. Игры «Собери
лекарственные растения, которые
тебе встретятся на пути», «Перевяжи
руку, ногу, голову».
Что взять с собой в поход. Всё о
рюкзаке, обуви и одежде туриста.
Простейшие туристские узлы.
Основные узлы, их назначение,
способы завязывания. Правила
14

Беседа,
наблюде
ние

Беседа,
наблюде
ние

Беседа,
наблюде
ние

Беседа,
наблюде
ние

Беседа,
наблюде
ние

5

В поисках
клада

1

поведения при передвижении в
городе, в лесу, у реки, при спуске и
подъёме по склону. Отработка
способов завязывания простейших
туристских узлов.
Тематическая подвижная игра с
элементами туристской техники: «В
поисках клада».

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».