Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Арт-лаборатория» (для детей с 3 до 7 лет) 1. Пояснительная записка - направленность; - актуальность; - возрастные особенности; - отличительные особенности программы; - адресат; - наполняемость группы; - режим занятий; - объем; - срок реализации программы; - перечень форм обучения; - перечень видов занятий; - перечень форм подведения итогов реализации программы; 2. Цель и задачи программы 3. Содержание программы 4. Планируемые результаты 5. Организационно-педагогические условия программы - календарный учебный график; - условия реализации программы; - формы аттестации/контроля и оценочные материалы 6. Список литературы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарный учебный график Приложение 3 – Рабочая программа 2 1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артлаборатория» относится к художественной направленности и ориентирована на создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства. Актуальность программы обусловлена тем, что современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. Проблема «детей будущего» состоит не только в том, как реализовать свой творческий потенциал, а как при этом не замкнуться и не уйти в себя, видя только свои потребности, интересы и замыслы. Важно, чтобы замыслы ребенка нашли отклик и у взрослого, и у сверстника, а для этого нужно уметь выразить свои потребности через слова и чувства, которые позволяют начать диалог, необходимый элемент общения и социализации человека. Общение происходит разными способами, через мимику, жесты, слова, а также оно может реализоваться через арт-терапевтические техники, особый язык взаимодействия и понимания. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артлаборатория» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых», - Устав и локальные нормативные, распорядительные акты Березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27». Отличительные особенности программы 3 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Артлаборатория» краткосрочная, состоит из 3 модулей: 1. «Волшебный песок»; 2. «Арт - мастерская»; 3. «Эбру - восточная сказка»; Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации деятельности. Позволяет познакомиться с различными арт-терапевтическими упражнениями и приемами, происходит формирование умений в нестандартных направлениях искусства (рисование песком и на воде) и развитие творческих способностей обучающихся. Адресат программы Дополнительная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 3-7 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: с ОВЗ. Возрастные особенности Дошкольный возраст - самый удивительный и продуктивный. Ребенок в это время развивается с необыкновенной скоростью. В период от 3 до 6 лет ребенок попадает на первую социальную ступень – детский сад – и уже готовится стать школьником, ходит на подготовительные и дополнительные занятия. В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в формировании личности ребенка. Быстрыми темпами начинают развиваться высшие психические функции, в том числе и память – аудиальная, кинестическая, визуальна, тактильна, двигательная (мышечная). Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием ребенка и под влиянием взрослого складывается произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Именно, в дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредованный характер, становятся высшими психическими функциями. К возрасту 5-7 лет ребенок пытается осмыслить такие непростые явления, как смерть и жизнь. Он начинает задавать сложные вопросы, на которые родители не всегда знают, как ответить. Эти вопросы являются сигналом того, что у ребенка включается теоритическое мышление. А на основе практического наглядно-действенного мышления формируется постепенно наглядно - образное. Также в этом возрасте происходит практическое овладение речью, и любые задержки в этом возрасте негативно сказываются на общем развитии ребенка. Именно речь дает возможность общения со взрослыми и со сверстниками. Кроме психического развития в дошкольном детстве резко возрастает возможность физического развития, порождая новые потребности, интересы, а следовательно новые побуждения к все более разнообразным видам деятельности. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: от 3 до 5 человек. 4 Режим занятий Занятия проводятся 1 раза в неделю, во второй половине дня, по 1 учебному часу. Учебный час равен: - возрастная группа 3-5 лет (20-25 минут); - возрастная группа 5-7 лет (25-30 минут); Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 17 учебных часа. Срок реализации программы Срок освоения программы – 4 месяца. Особенности организации образовательного процесса Формы реализации программы - традиционная модель, представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Форма организации занятий: групповая. Виды занятий - теоретические; - практические. Перечень форм подведения итогов реализации программы - беседа; - выставка работ. 2. Цель и задачи программы Цель: приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к творчеству. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Задачи: Воспитания: сформировать ценностное отношение к окружающему миру; сформировать стремление использовать разные способы обследования предметов; сформировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности; Развития: 5 развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами. развивать правильную постановку руки при рисовании, умение пользоваться щипковым захватом и всеми пальцами руки; развивать зрительно-моторную координацию; развивать творческий потенциал, раскрывать свои уникальные способности; Обучения: сформировать навыки саморегуляции; сформировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности. 3. Содержание программы Модуль Волшебный песок Артмастерская Эбру-восточная сказка Итого учебных часов Всего учебных часов Учебный план Возраст 3-5 лет Возраст 5-7 лет всего теория практика всего теория практика 12 4 8 0 0 0 5 1,5 3,5 14 5 9 0 0 0 3 0,5 2,5 17 5,5 11,5 17 5,5 11,5 34 Учебно-тематический план Модуль «Волшебный песок» Возраст 3-5 лет Название темы Количество часов всего теория практика 1. Здравствуй песок, вводное занятие 1 0.5 0,5 2. Спор деревьев 1 0,5 0,5 3. Морской мир 1 0,5 0,5 4. Фруктовый тортик 1 - 1 5. Под грибком, по сказке Сутеева 1 - 1 6. Волшебный лес 1 0,5 0,5 7. Из леса в гости пришел... 1 0,5 0,5 8. Дорисуй-КА 1 - 1 9. Непослушный колобок 1 0,5 0,5 6 10. Ушастый жираф и его среда 1 0,5 0,5 11. Бяка-закаляка (по стихам А.Барто) 1 - 1 12. Мы едем, едем… 1 0,5 0,5 12 4 8 Всего учебных часов Тема: «Здравствуй песок!» Теория: знакомить детей со свойствами песка. Практика: учить выбирать пространство для рисования на песочном столе (планшете). Знакомить с простыми элементами рисования-линии (прямые, ломанные, волнистые); рисование кругов различной величины. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, кисточками и т.п. Тема: «Спор Деревьев» Теория: Рассматривание иллюстраций различных деревьев, особенностей листьев (по форме, размеру, строению). Практика: учимся рисовать елочку, кедр, березу(яблоню), используя трафареты, пальчики, кисточки, шишки. Тема: «Морской мир» Теория: Беседа о морских обитателях рек и морей. Знакомство с цветом, формой и размером подводного мира. Практика: Продолжаем рисовать волнистые линии указательным и всеми пальцами, вспоминаем горизонтальные и вертикальные линии, рисование ребром и кулаком. Формируем самостоятельный выбор размера морских обитателей. Тема: «Фруктовый тортик маме» Практика: продолжаем рисовать фигуры разной формы, делать объемные фигуры из песка и наблюдать за его свойствами. Сравнить кварцевый песок и кинетический, сухой и мокрый. Поддерживать ребенка в новых начинаниях и замыслах. Развивать творческий потенциал. Учить нестандартным техникам рисунка. Тема: «Под грибком» Практика: Продолжаем рисовать разные геометрические фигуры, используя одну руки и две. Учимся использовать трафареты и творить по замыслу. Продолжаем рисовать различные линии, используя палочки, кисточки, зубные щетки. Тема: «Волшебный лес». Теория: вспоминаем названия времен года, рассматриваем картинки и беседуем о признаках каждого времени года. Рассуждаем как меняется лес в нашем регионе с каждым временем года, какие деревья меняются, а какие нет. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое воображение, чувство формы. Тема: «Из леса в гости к нам пришел…» Теория: Продолжать изучать диких животных. Рассмотреть их следы. Провести беседу о повадках и характере. Практика: учить воспринимать музыкальные произведения в контексте занятия. Продолжать работать большим пальцем, указательным пальцем левой и правой руки. Учить работать кулаками обеих рук. Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. 7 Тема: «Дорисуй - КА» Практика: развитие мелкой моторики и глазомера. Продолжаем развивать фантазию. Рисуем узоры в круге, квадрате, прямоугольнике. Геометрическую фигуру или линию дорисовываем до выдуманного образа. Тема: «Непослушный колобок» Теория: беседа на тему послушание и непослушание. Что значит слушать? Практика: развиваем фантазию, основываясь на мотив русской народной сказки «Колобок». Придумываем, если бы колобок не ушел от бабушки, чтобы он увидел? Продолжаем рисовать круги разной величины, колобка с разным настроением, и в разных местах (в лесу, на пенечке, на полянке). Тема «Ушастый жираф и его среда» Теория: Беседа о жирафе и его среде обитания. Практика: Рисование тонких и толстых линий, использование метода песочной насыпи. Продолжаем рисовать разные геометрические формы, и складывать их в определенный образ. Тема: «Бяка-закаляка» Практика: рисуем каракули, развиваем мелкую моторику, и чувство формы и композиции. Тема: «Времена года» Теория: Беседуем о транспорте, рассматриваем дидактический материал. Вспоминаем детали машины, автобуса, трамвая. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое воображение, чувство формы. Модуль «Арт-мастерская» Возраст 3-5 лет Количество часов Название темы всего теория практика 1. Мир в скорлупе грецкого ореха 1 - 1 2. Мир на крышке банки 1 0,5 0,5 3. Волшебные витражи 1 - 1 4. Мышонок «Пи» 1 0,5 0,5 5. Лягушачье болото 1 0,5 0,5 5 1,5 3,5 Всего учебных часов Тема: «Мир в скорлупе грецкого ореха» Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Тема: «Мир на крышке банки». Практика: лепка фантазийных существ. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, 8 вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Тема: «Волшебные витражи» Практика: использование бросового материала и готовой пластиковой основы для создания декоративной картины с опорой на образец. Тема: «Мышонок «Пи»» Теория: рассматривание дидактического материала, формирование представления о внешнем виде животного, способов передвижения и питания. Практика: лепка конструктивным способом из 5-7 частей, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (пластиковые глазки). Тема: «Лягушачье болото» Теория: беседа о земноводных, представление их внешнего вида. Практика: сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Модуль «Арт-мастерская» Возраст 5-7 лет Количество часов Название темы всего теория практика 1. Мандалы 1 0.5 0,5 2. Талисман 1 - 1 3. Мир в скорлупе грецкого ореха 1 - 1 4. Отпечатки невиданных зверей 1 0.5 0.5 5. Каракули 1 - 1 6. Город «Дружбы» 1 0,5 0,5 7. Лепешка Гюнтера 1 0.5 0.5 8. Кот и Совы 1 - 1 9. Барашек 1 0,5 0,5 10. Древнее животное-динозавр 1 0,5 0,5 11. Мишка 1 0,5 0,5 12. Лисичка 1 0,5 0,5 13. Зайчонок 1 0,5 0,5 14. Деревья 1 0,5 0,5 14 5 9 Всего учебных часов Тема: «Мандала» 9 Теория: Беседа о том, что такое мандала, из каких материалов ее можно сделать, какой формы она может быть. Практика: Создание мандал из песка, шишек, камушек и т.п. Тема «Талисман» Практика: формирование самостоятельного выбора. Развитие творческого воображения, чувства формы. Тема: «Мир в скорлупе грецкого ореха» Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Тема: «Отпечатки невиданных зверей» Теория: Знакомство с новым материалами: керамоглина, гипс (алебастр). Беседа, где используются данные материалы и для чего будем использовать мы. Практика: создание абстрактных композиций. выполнение оттисков на глине, разными предметами по форме, использование стеки и частично бросового материала. Тема: «Каракули» Практика: рисование хаотичных линий, использование различного материала для создания абстрактного рисунка. Формирование базовых эмоций, и осознание своего настроения в процессе творчества. Тема: «Город «Дружбы»» Теория: беседа о чувствах (о доброте, внимании, взаимопомощи). Практика: каждый ребенок делает свой домик по своему замыслу, как захочет, используя различные средства, развивая тем самым самовыражение. Тема: «Лепешка Гюнтера» Теория: озвучиваются правила игры, беседа о том, как и когда, проявляем агрессию. Практика: создание пластилиновых образов, в виде животных, соблюдение правил игры, формирование навыка компромисса и умения договориться. Тема: «Кот и Совы» Практика: работа с шаблонами, развитие глазомера, чувства цвета и формы. Тема: «Барашек» Теория: рассматривание дидактического материала, формирование представления о внешнем виде животного, способов передвижения и питания. Практика: лепка конструктивным способом, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (пластиковые глазки). Тема: «Древнее животное-динозавр» Теория: беседа о древних животных, их видах, особенностях питания. Изучения пропорций тела. Практика: лепка конструктивным способом с использованием дополнительных материалов. Смешивание цветов. Передача особенностей внешнего вида: колючки, когти, чешуйки. Тема: «Мишка». Теория: Что такое строка, вертикальные прямые и наклонные в строке. Штриховка, где ее можно использовать. Практика: использование гелевых ручек при написании, правильная постановка руки, гигиена письма. Тема: «Лисичка». 10 Теория: упражнения на наклон (вправо и влево) Практика: использование фломастеров, формирование ориентирования в пространстве. Тема: «Зайчонок». Теория: упражнения дуга и зигзаг Практика: использование фломастеров и гелевых ручек, формирование ориентирования в пространстве. Тема: «Деревья». Теория: упражнения прямая с закруглением и овал. Практика: гимнастика кисти, использование карандаша с секретом. Ориентирование на листе А4. Модуль «Эбру-восточная сказка» Возраст 5-7 лет Количество часов Название темы всего теория практика 1. Мы творим. Абстакция. 1 0,5 0,5 2. Тюльпан 1 - 1 3. Паутина 1 - 1 3 0,5 2,5 Всего учебных часов Тема: «Мы творим. Абстракция». Теория: знакомство с новыми материалами и способами взаимодействия с ними. Практика: создание абстрактных образов по замыслу. Использование палочек различной толщины при рисовании. Тема: «Тюльпан». Практика: создание цветов разных по форме и размеру, использование подручных средств (палочек, шило) для создания различных линий и форм по замыслу. Тема: «Паутина». Практика: поиск средств выразительности одного элемента на 2-3 цветном фоне. Использование специальной бумаги для перенесения рисунка. Создание эффекта неожиданности. 4. Планируемые результаты Личностные результаты: -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, навыки не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -развитие чувства эмпатии и сопереживания к другим людям, животным. Метапредметные результаты: -развитие зрительно-моторной координации; -развитие творческого потенциала, раскрытие своих интеллектуальных способностей; -расширение знаний об окружающем мире. 11 Предметные резльтаты: -формирование навыков саморегуляции; -формирование навыка соблюдение правил и приемов при выполнении заданий; -формирование навыка выполнять работу поэтапно. 5. Организационно - педагогические условия программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Календарный учебный график Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 17 Количество учебных дней 17 Количество часов в неделю 1 Количество часов 17 Начало - окончание занятий 2 сентября – 28 декабря 9 января – 30 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы Организация образовательного процесса происходит в кабинете дополнительного образования, расположенном на первом этаже здания БМАДОУ «Детский сад №27». Кабинет дополнительного образования площадью 12.8 кв.м. Материально- техническое обеспечение; Оборудование: стол детский – 2 шт.; стулья детские – 6 шт.; стеллаж– 2 шт.; стол-планшет для рисования песком – 2 шт.; планшет с подсветкой для рисования по воде -3шт; разносы для творческих работ -4 шт; юнгианская песочница – 1 шт.; релаксационный дождь «Солнышко»; пузырьковая колонна. Художественные материалы, инструменты и их «заместители»: кисти разных размеров; белый картон формат А4; цветной картон; клей ПВА; гуашь; акриловые краски; специализированные краски для рисования по воде; пластилин. Бытовой и бросовый материал: трубочки для коктейля; зубочистки деревянные; 12 манная крупа; конструктор LEGO; ватные палочки; кинетический песок; игрушки от Kinder Surprise. Природный материал песок кварцевый; песок цветной кварцевый; камушки морские и ракушки; камушки декоративные, цветные; шишки (сосновые, лиственницы); палочки, веточки. Кадровое обеспечение Профессиональная категория: первая квалификационная категория; Уровень образования педагога: высшее психолого-педагогическое; Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. Методические материалы Дидактические карточки/ Насекомые./ Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2014. Наглядно-дидактическое пособие./ Мир в картинках. Цветы. 3-7 лет./ М.: МозаикаСинтез, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./ Животные дикие и домашние./ Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./ Расскажите детям о деревьях. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./ Животные жарких стран. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./Земноводные. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./Морские животные. Обучающиеся карточки/ Изд: Литур, 2017. Наглядно-дидактическое пособие./ Расскажите детям о домашних животных. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. Наглядно-дидактическое пособие./ Расскажите детям о лесных животных. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2012. Наглядно-дидактическое пособие./ Расскажите детям о фруктах. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет./ М.: Мозаика-Синтез, 2014. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром./ Времена года./ М.: Маленький Гений-Пресс, 2014. Наглядное пособие./ Млекопитающие./ Ростов-на-Дону. Издательский дом «ПрофПресс», 2015. Наглядно-дидактическое пособие./ Мир в картинках. Автомобильный транспорт. 3-7 лет/ М.: Мозаика-Синтез, 2015. 13 Наглядно-дидактическое пособие./ Развивающие прогулки для детей круглый год. 57 лет/ Санкт-Петербург.: Речь, 2011. 6. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формы аттестации по программе не предусмотрены. В процессе обучения поданной программе осуществляется текущий контроль (цельсовместный творческий подход для самореализации и умения безоценочного подхода, как к своей работе, так и работам других обучающихся). При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристический беседе, так как это важный метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают новые знания путем самостоятельного обдумывания и представления образов. Выставка работ производится в ДОУ, как форма текущего контроля. 7. Список литературы Нормативные документы: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, - приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Литература, использованная при составлении программы: М.М./Обучение первоначальному письму6учебное псобие/М:Рама Безруких Паблишинг,2019 Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д./ Чудеса на песке/ Спб.: Детство – Пресс, 2015 ГрабенкоТ.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д./ Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры/ Спб.: Детство-Пресс, 2002 Епанчинцева О.Ю./ Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста/ Спб.: Детство-Пресс, 2015 Зейц Мариелла/ Пишем и рисуем на песке/ М., 2010 14 Зеленцова-Пешкова Н.В/ Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста/ Спб.: Детство-Пресс, 2015 Зинкевич-Евстегнеева/ Практикум по сказкотерапии/ Спб.: Речь, 2000 Иванова М/Веселый пластилин/Тверь:АСТ-Пресс,2006. Копытин А.И.,Свистовская Е.Е./Арт- терапия детей и подростков/ Спб.:Речь, 2020 Федосеева М.А./ Занятия по развитию познавательной и эмоциональной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет/ Волгоград: Учитель, 2014 15 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 18 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе туристско-краеведческой направленности «Жёлтый рюкзачок» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование по текущему году обучения. Программа «Арт-лаборатория» относится к художественной направленности и ориентирована на создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации деятельности. Позволяет познакомиться с различными арт-терапевтическими упражнениями и приемами, происходит формирование умений в нестандартных направлениях искусства (рисование песком и на воде) и развитие творческих способностей обучающихся. Программа рассчитана на 4 месяца обучения. Цель и задачи программы: приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к творчеству. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Воспитания: - сформировать ценностное отношение к окружающему миру; - сформировать стремление использовать разные способы обследования предметов; - сформировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности; Развития: - развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами. - развивать правильную постановку руки при рисовании, умение пользоваться щипковым захватом и всеми пальцами руки; - развивать зрительно-моторную координацию; - развивать творческий потенциал, раскрывать свои уникальные способности; Обучения: - сформировать навыки саморегуляции; - сформировать способность самостоятельно создавать выразительные образы в различных видах деятельности. Планируемые результаты: Личностные результаты: - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, навыки не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - развитие чувства эмпатии и сопереживания к другим людям, животным. Метапредметные результаты: - развитие зрительно-моторной координации; - развитие творческого потенциала, раскрытие своих интеллектуальных способностей; - расширение знаний об окружающем мире. Предметные резльтаты: - формирование навыков саморегуляции; - формирование навыка соблюдение правил и приемов при выполнении заданий; - формирование навыка выполнять работу поэтапно. Учебно-тематический план 19 Модуль «Волшебный песок» Возраст 3-5 лет Название темы Количество часов всего теория практика 1. Здравствуй песок, вводное занятие 1 0.5 0,5 2. Спор деревьев 1 0,5 0,5 3. Морской мир 1 0,5 0,5 4. Фруктовый тортик 1 - 1 5. Под грибком, по сказке Сутеева 1 - 1 6. Волшебный лес 1 0,5 0,5 7. Из леса в гости пришел... 1 0,5 0,5 8. Дорисуй-КА 1 - 1 9. Непослушный колобок 1 0,5 0,5 10. Ушастый жираф и его среда 1 0,5 0,5 11. Бяка-закаляка (по стихам А.Барто) 1 - 1 12. Мы едем, едем… 1 0,5 0,5 12 4 8 Всего учебных часов Модуль «Арт-мастерская» Возраст 3-5 лет Название темы Количество часов всего теория практика 1. Мир в скорлупе грецкого ореха 1 - 1 2. Мир на крышке банки 1 0,5 0,5 3. Волшебные витражи 1 - 1 4. Мышонок «Пи» 1 0,5 0,5 5. Лягушачье болото 1 0,5 0,5 5 1,5 3,5 Всего учебных часов Календарно-тематическое планирование Сентя брь Мес яц Н Час Форма е Тема Содержание Примеч ы контроля д. 1 Здравств 1 Познакомить детей со свойствами песка. Беседа, уй песок, Учить выбирать пространство для наблюден вводное рисования на песочном столе (планшете). ие 20 занятие Спор деревьев 1 3 Морской мир 1 4 Мир в 1 скорлупе грецкого ореха 1 Фруктов ый тортик 2 Под 1 грибком, по сказке Сутеева 3 Волшебн ый лес Октябрь 2 1 1 Знакомить с простыми элементами рисования-линии (прямые, ломанные, волнистые); рисование кругов различной величины. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, кисточками и т.п. Рассматривание иллюстраций различных деревьев, особенностей листьев (по форме, размеру, строению). Учимся рисовать елочку, кедр, березу(яблоню), используя трафареты, пальчики, кисточки, шишки. Беседа о морских обитателях рек и морей. Знакомство с цветом, формой и размером подводного мира. Продолжаем рисовать волнистые линии указательным и всеми пальцами, вспоминаем горизонтальные и вертикальные линии, рисование ребром и кулаком. Формируем самостоятельный выбор размера морских обитателей. Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Продолжаем рисовать фигуры разной формы, делать объемные фигуры из песка и наблюдать за его свойствами. Сравнить кварцевый песок и кинетический, сухой и мокрый. Поддерживать ребенка в новых начинаниях и замыслах. Развивать творческий потенциал. Учить нестандартным техникам рисунка. Продолжаем рисовать разные геометрические фигуры, используя одну руки и две. Учимся использовать трафареты и творить по замыслу. Продолжаем рисовать различные линии, используя палочки, кисточки, зубные щетки. Теория: вспоминаем названия времен года, рассматриваем картинки и беседуем о признаках каждого времени года. Рассуждаем как меняется лес в нашем регионе с каждым временем года, какие деревья меняются, а какие нет. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое 21 Беседа Беседа, наблюден ие Выставка Педагоги ческое наблюден ие Ноябрь 4 Мир на 1 крышке банки 5 Волшебн ые витражи 1 Из леса в 1 гости пришел... 2 ДорисуйКА 1 3 Непослу шный колобок 1 Мышоно к «Пи» 1 4 1 воображение, чувство формы. Практика: лепка фантазийных существ. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Практика: использование бросового материала и готовой пластиковой основы для создания декоративной картины с опорой на образец. Беседа, наблюден ие Беседа, педагоги ческое наблюден ие выставка Теория: Продолжать изучать диких Беседа, животных. Рассмотреть их следы. наблюден Провести беседу о повадках и характере. ие Практика: учить воспринимать музыкальные произведения в контексте занятия. Продолжать работать большим пальцем, указательным пальцем левой и правой руки. Учить работать кулаками обеих рук. Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. Практика: развитие мелкой моторики и Беседа, глазомера. Продолжаем развивать педагоги фантазию. Рисуем узоры в круге, ческое квадрате, прямоугольнике. наблюден Геометрическую фигуру или линию ие дорисовываем до выдуманного образа. Теория: беседа на тему послушание и непослушание. Что значит слушать? Практика: развиваем фантазию, основываясь на мотив русской народной сказки «Колобок». Придумываем, если бы колобок не ушел от бабушки, чтобы он увидел? Продолжаем рисовать круги разной величины, колобка с разным настроением, и в разных местах (в лесу, на пенечке, на полянке). Теория: рассматривание дидактического материала, формирование представления о внешнем виде животного, способов передвижения и питания. Практика: лепка конструктивным способом из 5-7 частей, разных по форме и размеру, с использование 22 Наблюде ние Наблюде ние выставка 1 Ушастый 1 жираф и его среда 2 Бяка1 закаляка (по стихам А.Барто) Мы едем, 1 едем… Январь Декабрь 3 4 Легушачь 1 е болото 2 Здравств 1 уй песок, вводное занятие 3 Спор деревьев 1 4 Морской мир 1 дополнительных материалов (пластиковые глазки). Теория: Беседа о жирафе и его среде обитания. Практика: Рисование тонких и толстых линий, использование метода песочной насыпи. Продолжаем рисовать разные геометрические формы, и складывать их в определенный образ. Практика: рисуем каракули, развиваем мелкую моторику, и чувство формы и композиции. Беседа, наблюден ие Наблюде ние Теория: Беседуем о транспорте, рассматриваем дидактический материал. Вспоминаем детали машины, автобуса, трамвая. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое воображение, чувство формы. Теория: беседа о земноводных, представление их внешнего вида. Практика: сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Познакомить детей со свойствами песка. Учить выбирать пространство для рисования на песочном столе (планшете). Знакомить с простыми элементами рисования-линии (прямые, ломанные, волнистые); рисование кругов различной величины. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками, кисточками и т.п. Рассматривание иллюстраций различных деревьев, особенностей листьев (по форме, размеру, строению). Учимся рисовать елочку, кедр, березу(яблоню), используя трафареты, пальчики, кисточки, шишки. Беседа о морских обитателях рек и морей. Знакомство с цветом, формой и размером подводного мира. Продолжаем рисовать волнистые линии указательным 23 Беседа, наблюден ие Беседа Беседа, наблюден ие выставка Фруктов ый тортик 2 Под 1 грибком, по сказке Сутеева 3 Волшебн ый лес 4 Мир в 1 скорлупе грецкого ореха 1 Из леса в 1 гости пришел... 2 ДорисуйКА 1 1 Март Февраль 1 1 и всеми пальцами, вспоминаем горизонтальные и вертикальные линии, рисование ребром и кулаком. Формируем самостоятельный выбор размера морских обитателей. Продолжаем рисовать фигуры разной формы, делать объемные фигуры из песка и наблюдать за его свойствами. Сравнить кварцевый песок и кинетический, сухой и мокрый. Поддерживать ребенка в новых начинаниях и замыслах. Развивать творческий потенциал. Учить нестандартным техникам рисунка. Продолжаем рисовать разные геометрические фигуры, используя одну руки и две. Учимся использовать трафареты и творить по замыслу. Продолжаем рисовать различные линии, используя палочки, кисточки, зубные щетки. Теория: вспоминаем названия времен года, рассматриваем картинки и беседуем о признаках каждого времени года. Рассуждаем как меняется лес в нашем регионе с каждым временем года, какие деревья меняются, а какие нет. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое воображение, чувство формы. Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Теория: Продолжать изучать диких животных. Рассмотреть их следы. Провести беседу о повадках и характере. Практика: учить воспринимать музыкальные произведения в контексте занятия. Продолжать работать большим пальцем, указательным пальцем левой и правой руки. Учить работать кулаками обеих рук. Учить передавать в рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук. Практика: развитие мелкой моторики и глазомера. Продолжаем развивать фантазию. Рисуем узоры в круге, 24 Беседа Беседа, наблюден ие Беседа, наблюден ие выставка Беседа, наблюден ие выставка Наблюде ние Беседа, наблюден ие Мир на 1 крышке банки 4 Волшебн ые витражи 1 1 Непослу шный колобок 1 2 Мышоно к «Пи» 1 3 Ушастый 1 жираф и его среда 4 Бяка1 закаляка (по стихам А.Барто) Мы едем, 1 едем… Май Апрель 3 1 квадрате, прямоугольнике. Геометрическую фигуру или линию дорисовываем до выдуманного образа Практика: лепка фантазийных существ. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Практика: использование бросового материала и готовой пластиковой основы для создания декоративной картины с опорой на образец. Беседа, педагоги ческое наблюден ие Выставка Теория: беседа на тему послушание и Наблюде непослушание. Что значит слушать? ние Практика: развиваем фантазию, основываясь на мотив русской народной сказки «Колобок». Придумываем, если бы колобок не ушел от бабушки, чтобы он увидел? Продолжаем рисовать круги разной величины, колобка с разным настроением, и в разных местах (в лесу, на пенечке, на полянке). Теория: рассматривание дидактического Беседа, материала, формирование представления педагоги о внешнем виде животного, способов ческое передвижения и питания. наблюден Практика: лепка конструктивным ие способом из 5-7 частей, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (пластиковые глазки). Теория: Беседа о жирафе и его среде обитания. Практика: Рисование тонких и толстых линий, использование метода песочной насыпи. Продолжаем рисовать разные геометрические формы, и складывать их в определенный образ. Практика: рисуем каракули, развиваем Беседа, мелкую моторику, и чувство формы и наблюден композиции. ие Выставка Теория: Беседуем о транспорте, Беседа, рассматриваем дидактический материал. наблюден Вспоминаем детали машины, автобуса, ие 25 2 Легушачь 1 е болото трамвая. Практика: рисуем на песочном столе двумя руками одновременно, волнистые и прямые линии. Развиваем творческое воображение, чувство формы. Теория: беседа о земноводных, Наблюде представление их внешнего вида. ние Практика: сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Модуль «Арт-мастерская» Возраст 5-7 лет Название темы Количество часов всего теория практика 1. Мандалы 1 0.5 0,5 2. Талисман 1 - 1 3. 4. Мир в скорлупе грецкого ореха Отпечатки невиданных зверей 1 1 0.5 1 0.5 5. Каракули 1 - 1 6. Город «Дружбы» 1 0,5 0,5 7. 8. Лепешка Гюнтера Кот и Совы 1 1 0.5 - 0.5 1 9. Барашек 1 0,5 0,5 10. Древнее животное-динозавр 1 0,5 0,5 11. Мишка 1 0,5 0,5 12. Лисичка 1 0,5 0,5 13. Зайчонок 1 0,5 0,5 14. Деревья 1 0,5 0,5 14 5 9 Всего учебных часов Модуль «Эбру-восточная сказка» Возраст 5-7 лет Название темы Количество часов всего 26 теория практика 1. Мы творим. Абстакция. 1 0,5 0,5 2. Тюльпан 1 - 1 3. Паутина 1 - 1 3 0,5 2,5 Всего учебных часов Календарно-тематическое планирование Октябрь Сентябрь Ме сяц Н е Тема д 1 Мандалы Ча сы 1 2 Талисман 1 3 Мир в скорлупе грецкого ореха 1 4 Мы творим. Абстракция 1 1 Отпечатки невиданны х зверей 1 2 Каракули 1 3 Город «Дружбы» 1 Содержание Теория: Беседа о том, что такое мандала, из каких материалов ее можно сделать, какой формы она может быть. Практика: Создание мандал из песка, шишек, камушек и т.п. Практика: формирование самостоятельного выбора. Развитие творческого воображения, чувства формы. Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Практика: создание абстрактных образов по замыслу. Использование палочек различной толщины при рисовании. Теория: Знакомство с новым материалами: керамоглина, гипс (алебастр). Беседа, где используются данные материалы и для чего будем использовать мы. Практика: создание абстрактных композиций. выполнение оттисков на глине, разными предметами по форме, использование стеки и частично бросового материала. Практика: рисование хаотичных линий, использование различного материала для создания абстрактного рисунка. Формирование базовых эмоций, и осознание своего настроения в процессе творчества. Теория: беседа о чувствах (о доброте, внимании, взаимопомощи). Практика: каждый ребенок делает свой домик по своему замыслу, как захочет, используя различные средства, развивая 27 Форма контроля Беседа, наблюден ие Беседа Беседа, наблюден ие Выставка Педагоги ческое наблюден ие Примеч Ноябрь Декабрь 4 Лепешка Гюнтера 1 5 Тюльпан 1 1 Кот и Совы 1 2 Барашек 1 3 Древнее животноединозавр 1 4 Паутина 1 1 Мишка 1 2 Лисичка 1 тем самым самовыражение. Теория: озвучиваются правила игры, беседа о том, как и когда, проявляем агрессию. Практика: создание пластилиновых образов, в виде животных, соблюдение правил игры, формирование навыка компромисса и умения договориться. Практика: создание цветов разных по форме и размеру, использование подручных средств (палочек, шило) для создания различных линий и форм по замыслу. Практика: работа с шаблонами, развитие глазомера, чувства цвета и формы. Теория: рассматривание дидактического материала, формирование представления о внешнем виде животного, способов передвижения и питания. Практика: лепка конструктивным способом, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (пластиковые глазки). Теория: беседа о древних животных, их видах, особенностях питания. Изучения пропорций тела. Практика: лепка конструктивным способом с использованием дополнительных материалов. Смешивание цветов. Передача особенностей внешнего вида: колючки, когти, чешуйки. Практика: поиск средств выразительности одного элемента на 2-3 цветном фоне. Использование специальной бумаги для перенесения рисунка. Создание эффекта неожиданности. Теория: Что такое строка, вертикальные прямые и наклонные в строке. Штриховка, где ее можно использовать. Практика: использование гелевых ручек при написании, правильная постановка руки, гигиена письма. Теория: упражнения на наклон (вправо и влево) Практика: использование фломастеров, формирование ориентирования в 28 Беседа, наблюден ие Беседа, педагогич еское наблюден ие выставка Беседа, наблюден ие Беседа, педагогич еское наблюден ие Наблюде ние выставка Беседа, наблюден ие Наблюде ние Январь Зайчонок 1 4 Деревья 1 2 Мандалы 1 3 Талисман 1 4 Мир в скорлупе грецкого ореха 1 1 Отпечатки невиданны х зверей 1 2 Каракули 1 3 Город дружбы 1 4 Тюльпан 1 Февраль 3 пространстве. Теория: упражнения дуга и зигзаг Практика: использование фломастеров и гелевых ручек, формирование ориентирования в пространстве. Теория: упражнения прямая с закруглением и овал. Практика: гимнастика кисти, использование карандаша с секретом. Ориентирование на листе А4. Теория: Беседа о том, что такое мандала, из каких материалов ее можно сделать, какой формы она может быть. Практика: Создание мандал из песка, шишек, камушек и т.п. Практика: формирование самостоятельного выбора. Развитие творческого воображения, чувства формы. Практика: развитие творческого воображения, мелкой моторики и самостоятельности. Использование бросового материала для создания объектов или композиций. Теория: Знакомство с новым материалами: керамоглина, гипс (алебастр). Беседа, где используются данные материалы и для чего будем использовать мы. Практика: создание абстрактных композиций. выполнение оттисков на глине, разными предметами по форме, использование стеки и частично бросового материала. Практика: рисование хаотичных линий, использование различного материала для создания абстрактного рисунка. Формирование базовых эмоций, и осознание своего настроения в процессе творчества. Теория: беседа о чувствах (о доброте, внимании, взаимопомощи). Практика: каждый ребенок делает свой домик по своему замыслу, как захочет, используя различные средства, развивая тем самым самовыражение. Практика: создание цветов разных по форме и размеру, использование подручных средств (палочек, шило) для создания различных линий и форм по замыслу. 29 Беседа, наблюден ие Беседа Беседа, наблюден ие выставка Наблюде ние Беседа, наблюден ие Беседа, наблюден ие выставка Лепешка Гюнтера 1 2 Кот и Совы 1 3 Барашек 1 4 Паутина 1 1 Древнее животное Динозавр 1 2 Мишка 1 3 Лисичка 1 4 Зайчонок 1 1 Деревья 1 Ма й Апрель Март 1 Теория: озвучиваются правила игры, беседа о том, как и когда, проявляем агрессию. Практика: создание пластилиновых образов, в виде животных, соблюдение правил игры, формирование навыка компромисса и умения договориться. Практика: работа с шаблонами, развитие глазомера, чувства цвета и формы. Теория: рассматривание дидактического материала, формирование представления о внешнем виде животного, способов передвижения и питания. Практика: лепка конструктивным способом, разных по форме и размеру, с использование дополнительных материалов (пластиковые глазки). Практика: поиск средств выразительности одного элемента на 2-3 цветном фоне. Использование специальной бумаги для перенесения рисунка. Создание эффекта неожиданности. Теория: беседа о древних животных, их видах, особенностях питания. Изучения пропорций тела. Практика: лепка конструктивным способом с использованием дополнительных материалов. Смешивание цветов. Передача особенностей внешнего вида: колючки, когти, чешуйки. Теория: Что такое строка, вертикальные прямые и наклонные в строке. Штриховка, где ее можно использовать. Практика: использование гелевых ручек при написании, правильная постановка руки, гигиена письма. Теория: упражнения на наклон (вправо и влево) Практика: использование фломастеров, формирование ориентирования в пространстве. Теория: упражнения дуга и зигзаг Практика: использование фломастеров и гелевых ручек, формирование ориентирования в пространстве. Теория: упражнения прямая с закруглением и овал. 30 Наблюде ние Беседа, наблюден ие Беседа, педагогич еское наблюден ие Выставка Наблюде ние Беседа, педагогич еское наблюден ие Беседа, наблюден ие Выставка Беседа, наблюден 2 Мы творим 1 Практика: гимнастика кисти, ие использование карандаша с секретом. Ориентирование на листе А4 Практика: создание абстрактных Наблюде образов по замыслу. Использование ние палочек различной толщины при рисовании. 31 32