Структура 1. Пояснительная записка - нормативно – правовые основания разработки программы; - сведения о программе; - характеристика программы (ее значимости); - направленность; - адресат; - срок реализации программы; - объем учебного времени, предусмотренный учебным планом; - режим занятий; - формы обучения и виды занятий; - цель и задачи программы. 2. Содержание программы 3. Планируемые результаты 4. Организационно-педагогические условия программы - материально-техническое обеспечение; - информационное обеспечение (печатное и электронное); - кадровое обеспечение. 5. Оценочные материалы 6. Методические материалы Приложение 1 – Учебный план Приложение 2 – Календарно учебный график Приложение 3 – Рабочая программа 2 1. Пояснительная записка Нормативно – правовые основания разработки программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - приказом Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», - постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», - приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», - приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного образования детей и взрослых», Сведения о программе Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» составлена с учетом программы дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», педагога дополнительного образования Лыкова И.А., 2013 года. Характеристика программы (ее значимости) Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в работе используются нетрадиционные техники и способы развития детского художественного творчества. В программу вносятся региональные особенности содержания знакомство с уральской росписью, методические приемы и технологии (экскурсионный метод, моделирование, экспериментирование, оценка качества). Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в продуктивной деятельности. Актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы художественное направление. В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее 3 благоприятной для творческого развития способностей детей. Современному обществу требуются творчески активные личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Углубленное знакомство с региональными особенностями и умением отображать их в своих работах. Приобщение к культуре своего народа, воспитание уважения к наследию родного края. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая «Творческая мастерская», реализуемая в сетевой форме – это первый муниципальный опыт организации образовательной деятельности между организациями дошкольного и дополнительного образования. Отличительные особенности программы Программа состоит из трех модулей: «Радуга красок», «Подвижные пальчики», «Бумажные фантазии», каждый из которых рассчитан на один год обучения. Уровень сложности программы: базовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации деятельности. Позволяет познакомиться с различными изобразительными техниками и приемами, происходит формирование знаний в области изобразительного искусства и развитие творческих способностей учащихся. Происходит мотивация личности к познанию, творчеству, труду и искусству. Направленность Направленность программы: художественная Адресат программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает обучение детей с 3 до 4 лет. К освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования. Категория состояния здоровья лиц, которые могут быть зачислены на обучение: без ОВЗ. Наполняемость группы Ожидаемое количество детей в одной группе: от 5 до 20 человек. Срок реализации программы Срок освоения программы - 1 года. Объем Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 72 учебных часа, из них: 1 год обучения - 72 учебных часа; 4 Режим занятий Первый год обучения – 2 раза в неделю (2 учебных часа по 15 мин.); После каждого учебного часа предусмотрен 10 минутный перерыв. Формы обучения Обучение по программе осуществляется в очной форме. Виды занятий - теоретические; - практические. Цель и задачи программы Цель: формирование у ребенка способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие творческого потенциала. Исходя из цели программы, предусматривается решение следующих основных задач: Образовательные: - научить цветовому восприятию и цветовой гармонии в построении композиции. - научить работать с разными материалами и инструментами. - научить различным приемам и техникам в изобразительной деятельности. Развивающие: - развить эстетическое восприятие предметов окружающей действительности; - развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой пластики; - развивать способность выражать свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами. Воспитательные: - сформировать ценностное отношение к окружающему миру. - сформировать стремление использовать разные способы обследования предметов. 2. Содержание программы № п/п Модуль Учебный план Первый год обучения всего теория 36 5 практика 31 1. Радуга красок 2. Подвижные пальчики Бумажные фантазии 18 3 15 18 3 15 Итого учебных часов Всего учебных часов 72 11 72 61 3. 5 Формы аттестации (контроля) Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Учебно-тематический план Модуль 1. «Радуга красок» № Название темы Всего 15 9 12 36 Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов 1 2 3 Количество часов Теория Практика 3 12 1 8 1 11 5 31 Тема 1. Времена года Теория. Беседа о признаках каждого времени года. Рассматривание таблиц по цветоведению, знакомство с цветовой палитрой соответствующей этому времени. Практика. Знакомство с техниками: рисованием ватной палочкой; по сырому листу; пальчиковое рисование, монотипия. Проведение прямых линий и рисование кругов разной величины. Наложение краски на изображение в листе. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки, ватной палочки. Тема 2. Животные, птицы, насекомые Теория. Беседа о домашних и диких животных. Рассматривание дидактического и наглядного материала. Практика. Рисование на разных форматах бумаги (удлинённых, квадратных, вертикальных, горизонтальных) сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки. Тема 3. Игрушки, праздники, сказки Практика. Рисование хаотичных узоров. Развитие творческого воображения, чувства формы, композиции. Постановка пальцев кисти руки при использовании карандаша, кисточки, ватной палочки. Модуль 2. «Подвижные пальчики» № 1 2 3 Количество часов Всего Теория Практика 5 1 4 5 1 4 8 1 7 18 3 15 Название темы Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Тема 1. Времена года Теория. Знакомство детей с разнообразными пластическими материалами и их свойствами, возможностями своего воздействия на материал. Практика. Освоение приемов работы: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Создание пластических композиций из одного большого предмета и 2-3 маленьких. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Тема 2. Животные, птицы, насекомые 6 Теория. Знакомство детей с различными пластическими техниками. Практика. Лепка фигуры из отдельных элементов. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Тема 3. Праздник, игрушка Теория. Наглядный показ создания игрушки из простейших элементов: шаров и колбасок. Практика. Раскатывание цилиндров, колбасок разной длины с замыканием в кольцо. Моделирование игрушек из 2-3 частей. Выделение ярких, выразительных, декоративных элементов. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов. Модуль 3 «Бумажные фантазии» № 1 2 3 Количество часов Всего Теория Практика 5 1 4 5 1 4 8 1 7 18 3 15 Название темы Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Тема 1. Времена года Теория. Знакомство детей с бумагой как с художественным материалом, её свойствами и способами воздействия на неё (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Практика. Создание выразительных образов в технике обрывная аппликация. Знакомство с техникой аппликативной мозаики. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов из различных видов бумаги. Тема 2. Животные, птицы, насекомые Теория. Рассматривание цветового круга с целью выбора гармоничных цветовых сочетаний, контрастных для выполнения композиции. Практика. Знакомство с аппликативной техникой. Сочетание материалов и способов создания образов. Составление полихромных композиций. Развитие мелкой моторики, постановка кистей и пальцев рук при выполнении различных пластических приёмов из бумаги. Тема 4. Игрушки, праздники, сказки Теория. Рассматривание игрушек разного размера, материала. Обследование формы. Практика. Наклеивание готовых форм в соответствии с замыслом. Оформление силуэта игрушки заготовленными декоративными элементами. Создание праздничной цветовой палитры. Планируемые результаты Образовательные: -нетрадиционные изобразительные техники и способы изображения; 7 -свойства материалов и правила работы с различными материалами; -технические приемы изображения. Развивающие: -создавать выразительные образы; -создавать композицию, используя имеющиеся знания и умения; -аккуратно работать с различными материалами; -выполнять работу поэтапно; -пользоваться изобразительными материалами: пластилином, гуашью, тушью, клеем; инструментами: стекой, кистью, печаткой. Воспитательные: -сформировать стремление самостоятельно подбирать цвет красок, материалы (пластилин, природный материал) для воплощения замысла; -развивать способность самостоятельно дополнять или изменять работу, применяя знания и навыки в области владения изобразительными техниками и способами; -принимать участие в выставках и конкурсах различного уровня. 3. Организационно-педагогические условия программы Занятия по дополнительному образованию проводятся в группах ДОО. Площадь 12,8 м кв. Материально - техническое обеспечение Оборудование: столы детские – от 5 до 20 детей стулья детские – от 5 до 20 детей письменный стол – 1 шт.; мольберт – 1 шт.; умывальник для детей – 1 шт.; музыкальный центр – 1 шт. материалы, инструменты: бумага, основа для композиций; листы белой и тонированной бумаги; белый и цветной картон; наборы цветной бумаги; фольга разного цвета; иллюстрации из старых журналов салфетки бумажные (белые и цветные); пластилин; кисти разных размеров по количеству детей; краски гуашевые по количеству детей; краски акварельные по количеству детей; цветные и простые карандаши по количеству детей; фломастеры по количеству детей; клей, клеящие карандаши по количеству детей; клеевые кисточки по количеству детей; клей-пистолет; 8 стеки по количеству детей; ватные палочки Природный материал: осенние листья и лепестки цветов; крупа, макаронные изделия; семена подсолнечника, арбуза, гороха, фасоли и других плодов; крылатки клёна и ясеня; шишки (еловые, сосновые, пихтовые); камешки и раковины; палочки, веточки; злаки, травы, хвоя, сухостой. Наглядно – учебные пособия: • Наглядное пособие. /Золотая хохлома. Для детей 3-7 лет /детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядное пособие. /Дымковская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015. • Наглядное пособие. /Филимоновская игрушка. Для детей 3-7 лет /М.: МозаикаСинтез 2015. • Наглядное- пособие. /Пейзаж. Для детей 4-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядное пособие /Животные дикие домашние /Издательский дом «ПрофПресс» 2014. • Демонстрационный материал /Рыбы: морские и пресноводные. Для детей от 3х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Деревья наших лесов. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Природные явления. Для детей от 3-х лет /ИП Бурдина С.В. 2015. • Демонстрационный материал /Животные жарких стран. Для детей 4-6 лет /ИП Бурдина С.В. 2014. • Демонстрационный материал /Цветы лесные, луговые, садовые. Для детей 4-6 лет /ИП Бурдина С.В. 2015. Наглядно – дидактический материал: • Вохринцева С. /Окружающий мир. Дидактический материал «Народное творчество – 2» /Издательство «Страна Фантазий» 2006. • Наглядно-дидактическое пособие. /Городецкая роспись. Для детей 3-7 лет /детей 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Вохринцева С. /Дидактический материал. Времена года для детей от 4 лет /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Вохринцева С./Дидактический материал. Зимние виды спорта /Издательство «Страна Фантазий» 2009. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Домашние птицы. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2003. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Насекомые. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2003. 9 • Наглядно- дидактическое пособие. /Мир в картинках. Птицы домашние. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Цветы. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные жарких стран. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Животные домашние питомцы. 3-7 лет / М.: Мозаика-Синтез 2015. • Наглядно-дидактическое пособие. /Мир в картинках. Спортивный инвентарь. 3-7 лет /М.: Мозаика-Синтез 2014. Информационно-телекоммуникационные сети: -компьютер, подключен к сети Интернет. Аппаратно-программные средства: - операционная система MicrosoftWindowsXP; - MicrosoftOffice 2007 (MicrosoftWord- текстовый процессор, MicrosoftExcel – электронные таблицы, MicrosoftPowerPoint- программа для создания мультимедийных презентаций, InternetExplorer- веб- браузер). Аудиовизуальные средства: - мультимедийный комплект (переносной) – проектор, экран, ноутбук. Методическое и информационное обеспечение Автор, название, год издания: учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов) Вид образовательног о и информационно го ресурса (печатный / электронный) учебные, учебно-методические издания 1. Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой Печатный всячины/ ООО ИКТЦ «Лада» 2008. Печатный 2. Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый город 2004. Печатный 3. Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир книги 2008. 4. Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа Печатный 2007. 5. Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006. Печатный 6. Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000. 7. Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000. 8. Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006. Печатный 9. Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.: Мир 10 книги 2008. 10. Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008. 11. Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008. 12. Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008. 13. Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в саду. / М.: Цветной мир 2013. 14. Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский дизайн. / М.: Цветной мир2013. 15. Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет изобразительной деятельности. / М.: Цветной мир 2014. 16. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Учебнометодическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир 2012. 17. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012. 18. Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир книги 2008. 19 Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006. 20. Салагаева Л.М. /Объёмные картинки/ «Детство-Пресс»2007. 21. Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ.: художник России 1993. 22. Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2009. Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Печатный Кадровое обеспечение Профессиональная категория: Высшая квалификационная категория Уровень образования педагога: Высшее художественно-педагогическое Уровень соответствия квалификации: Педагогом пройдена профессиональная переподготовка по профилю программы. 5. Оценочные материалы 5.1. Итоговая аттестация по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе не проводится. 5.2. Промежуточная аттестация результатов обучения по образовательной программе осуществляется один раз в конце учебного года, согласно календарному учебному графику. 5.3. Формы промежуточных аттестаций разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. При проведении промежуточных аттестаций используются следующие формы и методы: устные (опрос, беседа, педагогическое наблюдение), практические (итоговое задание). Достижения учащимися планируемых результатов оценивается по критериям: - умение работать с различными материалами и инструментами; - владение различными техниками и приемами; - самостоятельность в создании выразительного художественного образа; 11 Результаты аттестации заносятся в разработанную таблицу-матрицу. В мониторинге используются следующие обозначения: В – высокий уровень С – средний уровень Н – низкий уровень ФИ ребенка Техника работы инструментами материалами с Создание и художественного образа Степень самостоятельности выполнения задания На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатывается технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков. 6. Методические материалы При реализации программы «Творческая мастерская» используются следующие материалы: - Образцы рисунков, поделок, аппликаций педагога - Муляжи фруктов, овощей, грибов - Игрушки из разного материала - Методические карточки - Дидактические карточки - Комплекты – разные виды камней - Комплекты – разные виды семян - Таблицы графические - виды линий, способы их проведения - Таблицы графические – декоративные узоры и орнаменты и способы их нанесения - Таблицы по цветоведению – цветовой круг - Таблицы по цветоведению – смешение цветов и теплохолодность - Таблицы по цветоведению – ахромотические и полихромные цвета - Таблицы по пластилинографии – элементы декора на основе народной пластики - Шаблоны и трафареты МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: - творческого подхода к деятельности; - исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности; - потребности в самообразовании и саморазвитии; - самостоятельности мышления; - умения аргументировать свою позицию. Наиболее распространенные методы организации занятий: 1. Информационно-рецептивный метод обучения изобразительной деятельности. 12 Метод предполагает использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке. А также словесное изложение материала, беседа, указания педагога в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа. 2. Репродуктивный метод обучения изобразительной деятельности, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навык формообразующих движений рукой до автоматизма. 3. Эвристический метод обучения изобразительной деятельности. Направлен на выявление и формирование самостоятельности в ребёнке в какомлибо моменте работы на занятии. Этот метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Игровые приемы обучения Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Наряду с игровыми методами, в обучении используем ряд методов и приемов, стимулирующих познавательную, исследовательскую и социальную активность детей: - концентрический метод обучения (по спирали) с соблюдением дидактического принципа от простого к сложному; - метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и преданий посредством театрализованных постановок; - эвристический (частично поисковый) метод; - метод моделирования, реконструкции, позволяющий вводить в обучение дошкольников элементы проектной деятельности. Кроме общих методов, во время занятий используются методы эстетического воспитания: - метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; - метод эстетического убеждения (Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт); - метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); - метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; - метод разнообразной художественной практики; - метод сотворчества (с педагогом, сверстниками); - метод эвристических и поисковых ситуаций. Все методы используются в комплексе: 13 - позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму; - дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; - формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования; - способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. При проведении занятий учитываются: - дидактические требования к занятию; - психологические требования к занятию; - возрастные особенности учащихся; - гигиенические требования к занятию; - требования к технике безопасности на занятиях. При проведении занятий необходимо придерживаться основных правил: 1. Использование приема транслирования информации 2. Отбор тематического содержания 3. Главный герой рисования – ребенок 4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка 5. Педагог создает схематические изображения 6. Педагог не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий 7. В качестве «физкультминутки» используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью 8. Создание эмоционального настроя с помощью музыки, шутки, игрушки и др. Список литературы для педагога 1. Агапова И., Давыдова М. /114 игрушек и поделок из всякой всячины/ ООО ИКТЦ «Лада» 2008. 2. Астахова Н., Жукова Л. /Азбука русской живописи/ М.: Белый город 2004. 3. Грушина Л.В., Репьева С.А. /Я устраиваю праздник/ М: Мир книги 2008. 4. Евстратова Е.М. /Репин. Галерея гениев/ М.: Олма медиа Группа 2007. 5. Иванова М. /Веселый пластилин /Тверь АСТ-Пресс 2006. 6. Калинина Т. /Методическое пособие. Большой лес/ Екат.2000. 7. Калинина Т. /Методическое пособие. Цветы и травы/ Екат.2000. 8. Козлина А.В. /Уроки ручного труда/ М.: Мозаика - Синтез 2006. 9. Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. /Я строю бумажный город/ М.: Мир книги 2008. 10. Лыкова И.А. /Цветные ладошки. Парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 лет изобразительной деятельности. / М.: Цветной мир 2014. 11. Лыкова И.А. /Изобразительная деятельность в детском саду. Учебнометодическое пособие. Младшая группа. / М.: Цветной мир 2012. 12. Лыкова И.А. /Я создаю поделки. / М.: Мир книги 2008. 13. Лыкова И.А. /Я собираю гербарии. / М.: Мир книги 2008. 14. Лыкова И.А. /Я леплю из пластилина. / М.: Мир книги 2008. 14 15. Лыкова И.А. /Учебно-методическое пособие. Изобразительная деятельность в саду. / М.: Цветной мир 2013. 16. Лыкова И.А. Максимова Е.В /Коллаж из бумаги. Детский дизайн. / М.: Цветной мир2013. 17. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Спб Питер 2012. 18. Парамонова Л.А. Протасова Е.Ю. /Я учусь изобретать /М: Мир книги 2008. 19. Румянцева Е.А. /Необычная лепка/ ООО «Дрофа» 2006. 20. Салагаева Л.М. /Объёмные картинки/ «Детство-Пресс»2007. 21. Шкидская И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов-на-дону «Феникс» 2009. 22. Шувалова И.Н. /Шишкин. Русские живописцы 20 века/ СПБ. художник России 1993. Список литературы для учащихся (родителей): 1. Бесчастнов Н.П. /Графика пейзажа/ М: Владос 2005. 2. Долженко Г.И. /100 оригами/ Ярославль: Академия развития 2002. 3. Дубровская Н.В. /Природа/ Санкт-Петербург: Детство-пресс 2006. 4. Евстратова Е.Н. /Репин/ М: Олма 2007. 5. Жукова Л.М. /Азбука русской живописи/ Ростов на Дону: Белый город 2004. 6. Казакова Р.Г./Рисование с детьми/ М: Сфера 2006. 7. Новацкая М. /Пластилиновые секреты/ Санкт-Петербург: Питер 2012. 8. Пришвин М./Лисичкин хлеб/ М: Детская литература 1987. 9. Румянцева Е. /Аппликация. Простые поделки / М: Айрис пресс 2014. 10. Синеглазова М.О. /Распишем ткань сами/ М: Профиздат 2001. 11. Соколов-Микитов/Дружба зверей/ М: Детская литература 1984. 12. Соколов-Микитов/Заячьи слёзы/ М: Малыш 1991. 13. Телешов Н. /Крупеничка/ М: Малыш 1990. 14. Толстой Л.Н. /Пожарные собаки/ М: Малыш 1986. 15. Чарушин Е. /Птичье озеро/ Санкт-Петербург: Акварель 2013. 16. Шкицкая И.О. /Аппликация из пластилина/ Ростов на Дону: Феникс 2009. 17. Шувалова И.Н. /Шишкин/ Санкт-Петербург: Художник России1993. 15 Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 18 Пояснительная записка Рабочая программа педагога по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Творческая мастерская» является частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представляет собой календарно-тематическое планирование модулей по текущему году обучения. Модуль 1 «Радуга красок» Модуль 1 «Радуга красок» способствует приобретению знаний о разнообразии изобразительных материалов и техник, инструментов, развивает восприятие детей, формирует представления о предметах и явлениях окружающей действительности, даёт понимание того, что рисунок – это плоское изображение объемных предметов. Позволяет наглядно познакомиться с творчеством великих художников, развивает воображение, фантазию и даёт возможность проявлять себя в изобразительной деятельности. Особенности модуля: в данной программе кроме традиционных техник рисования предлагается использование нетрадиционных техник рисования такие как кляксография, жесткая кисть, мятая бумага, ватной палочкой, монотипия, набрызг, рисование по сырому листу бумаги. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цели и задачи модуля: Образовательные. Учить детей рисовать отдельные предметы и закреплять понятия формы, помогать располагать изображение в листе, передавать соотношение предметов по величине, закреплять представления о цветах и оттенках окружающих предметов, учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков, учить правильно держать кисть, карандаш, фломастер, учить закрашивать рисунок проводя кистью в одном направлении, проводить линии широкие и узкие, закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. Научить видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, рисовать и раскрашивать в пределах этих границ. Обучать детей техническим приёмам и способам изображения с использованием различных материалов, учить детей видеть цельный художественный образ, показывать процесс его создания. Развивающие. Знакомить детей с разными видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно прикладное искусство), жанрами (натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр) с народным творчеством, организовать наблюдения за живой природой для обогащения представлений детей об окружающем мире, организовывать выставки для взаимного детского обмена знаниями. Воспитывающие. Развивать эмоциональную отзывчивость при рассматривании наглядного материала, поддерживать интерес к изобразительной деятельности, вызывать у детей интерес к сотворчеству. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: -творческого подхода к деятельности -потребности в самообразовании и саморазвитии -самостоятельности мышления 19 Планируемый результат: умение ребенка правильно держать и пользоваться рабочим инструментом, отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами. Учебно-тематический план № Название темы 1 2 3 Всего 15 9 12 36 Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Количество часов Теория Практика 3 12 1 8 1 11 5 31 Календарно-тематическое планирование Сентябрь Месяц Нед еля 1 2 3 4 1 Октябрь 2 3 4 5 1 Ноябрь 2 3 Д е к а б р ь 4 1 Тема Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Животные, птицы, насекомые Животные, птицы, насекомые Времена Ча сы 1 Содержание «Весёлый, звонкий мяч» 1 «разноцветные шары» Беседа, наблюдение 1 «Яблоко с листочком» 1 «Ягодка за ягодкой» 1 «Осенний куст» 1 «Колобок» Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение 1 «Спелый подсолнух» 1 «Яркий зонтик» 1 «Облачко пушистое» 1 «Смешарики» 1 «Лягушка-квакушка» Беседа, наблюдение 1 «Светлячок» Беседа, наблюдение 1 «Ёжик» Беседа, наблюдение 1 «Узоры на варежках» Беседа, 20 Форма контроля Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Примеча ние 2 3 4 Январь 2 3 4 1 Февраль 2 3 4 1 Март 2 3 4 1 Апрель 2 3 Май 4 1 года Животные, птицы, насекомые Времена года Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые 1 «Зайка беленький» 1 «Снеговик» 1 «Весёлый серпантин» 1 «Теплый полосатый» «Снежинка» 1 1 наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение шарфик Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение «Бублики-баранки» Беседа, наблюдение 1 «Осминожка» Беседа, наблюдение 1 «Черепашка» Беседа, наблюдение 1 «Полотенчико с узором» Беседа, наблюдение 1 «Носовой платочек» Беседа, наблюдение 1 «Цветы в вазе» Беседа, наблюдение 1 «Мишка просыпается» Беседа, наблюдение 1 «Узоры в полосе» Беседа, наблюдение 1 «Блестящая сосулька» 1 «Речка звонкая бежит» 1 «Веточка с листочками» 1 «Солнышко в веснушках» 1 «Угощение для зайки» Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение 1 «Змейка» 21 Беседа, наблюдение 2 3 4 Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Времена года 1 «Вот какой у нас салют» Беседа, наблюдение 1 «Уточка» Беседа, наблюдение 1 «Высокие травинки» Беседа, наблюдение Модуль 2 «Подвижные пальчики» Модуль 2 «Подвижные пальчики» способствует приобретению знаний о разнообразии пластических материалов и способах воздействия на него, знакомит с историей народного творчества, создаёт условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, техниками. Особенности модуля: Работа в направлении «Подвижные пальчики» ведется от простого к сложному. Дети осваивают различные способы и приёмы лепки. Выполняют задания в технике тестопластика, пластилинография, объемная лепка из целого куска пластилина, лепка из отдельных частей. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество, всякая манипуляция с пластичным материалом развивает мелкую моторику и координацию рук, значительно обогащает творческий опыт ребёнка. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цели и задачи модуля: Образовательные. Учить детей готовить пластилин к работе (согревать в ладонях, разминать), создавать простейшие формы шар и колбаску. Научить владеть пластическими приёмам (сплющивать, раскатывать, смыкать, вытягивать, присоединять), выполнять задание по образцу, следуя рекомендациям педагога. Создавать образы из нескольких элементов, передавая пропорции и взаимное расположение деталей. Экспериментировать с различными художественными материалами, техниками. Развивающие. Познакомить детей с историей народного творчества (Филимоновская игрушка, Дымковская игрушка). Показать разнообразие пластических материалов, познакомить с их свойствами и приёмами работы с ними, возможностями своего воздействия на материал. Учить анализировать форму предметов, пропорции, выделять их яркие и характерные признаки. Воспитывающие. Развивать эмоциональную отзывчивость при рассматривании наглядного материала, поддерживать интерес к народному творчеству, изобразительной деятельности, вызывать у детей интерес к сотворчеству. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: -творческого подхода к деятельности -исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности -потребности в самообразовании -умения аргументировать свою позицию. Планируемый результат: Уметь пользоваться пластическими материалами и инструментами, синхронизация работы обеих рук, координированная работа глаз и рук учащегося, владеть такими приемами 22 как сплющивание, замыкание в кольцо, вытягивание, прищипывание, передача пропорций, уметь создать художественный образ, умение выполнять задание по образцу. Учебно-тематический план № 1 2 3 Количество часов Всего Теория Практика 5 1 4 5 1 4 8 1 7 18 3 15 Название темы Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Календарно-тематическое планирование Месяц Не деля сентябрь 1 3 октябрь 1 3 5 ноябрь 1 3 декабрь 3 январ ь 1 3 февраль 1 3 Тема Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Часы Содержание 1 «Мячики» 1 «Спелые ягоды» 1 1 1 1 1 Форма контроля Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение «Выросла репка Беседа, большая-пребольшая» наблюдение «Грибочки на пенёчке» Беседа, наблюдение «Мостик» Беседа, наблюдение «Украшение для мамы» Беседа, наблюдение выставка «Мышка-норушка» Беседа, наблюдение 1 «Сороконожка» 1 «Ёлочка нарядная» 1 «Печём изюмом» 1 «Пирожки и плюшки» Беседа, наблюдение 1 «Цыпленок» Беседа, наблюдение 23 кексики Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение выставка с Беседа, наблюдение Примеча ние март 1 3 апрель 1 3 май 1 3 Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Времена года Игрушки, праздники, сказки 1 «Мимоза в подарок» Беседа, наблюдение 1 «Рыбка золотая» Беседа, наблюдение 1 «Посуда» Беседа, наблюдение 1 «Божья коровка» Беседа, наблюдение 1 «Яблонька в цвету» 1 «Эскимо на полочке» Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Модуль 3 «Бумажные фантазии» Модуль 3 «Бумажные фантазии» знакомит детей с разнообразием аппликативного материала не только с видами бумаги и её приёмами использования при создании композиций, но и с такими как природный материал: засушенные листья, лепестки, семена, крупа, синхронизирует работу обеих рук, формирует зрительный контроль за движением рук; создаёт условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, техниками. Особенности модуля: Аппликация наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Создавая художественные образы, ребенок эмоционально обогащается, развивает эстетический вкус, образное мышление. Дети знакомятся с видами аппликаций: предметная, декоративная. В процессе работы с бумагой дети приобретают определенные трудовые навыки и умения. У них развиваются глазомер, точность и аккуратность, художественный вкус и творческие способности. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Цели и задачи модуля: Образовательные. Научить детей в работе с бумагой применять различные техники (обрывная аппликация, фризовая, оригами, мозаика) научить создавать выразительные образы; раскладывать и приклеивать готовые формы, составлять из них композицию. Развивающие. Познакомить детей с разнообразием аппликативного материала, разными видами аппликаций (предметная, сюжетная, декоративная), научить создавать выразительные образы, показать новые способы создания образов из бумаги. Развивать эмоциональную отзывчивость при рассматривании наглядного материала. Воспитывающие. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, вызывать у детей интерес к сотворчеству-выполнять задания в парах. Особенностью технологий обучения, используемых на занятиях, является ориентация на развитие: -творческого подхода к деятельности 24 -исследовательских умений в практико-ориентированной деятельности -умения аргументировать свою позицию. Планируемый результат: активное творческое отображение окружающего мира, умение размещать в листе готовые элементы компонуя их и приклеивая. Учебно-тематический план № 1 2 3 Название темы Количество часов Теория Практика 1 6 1 2 2 6 4 14 Всего 7 3 8 18 Времена года Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Всего учебных часов Календарно-тематическое планирование Сентябрь Месяц Не деля 2 4 Октябрь 2 4 4 Декабрь 2 4 Январь 2 4 М а р т Февраль 2 4 2 Тема Часы Игрушки, праздники, сказки Времена года Времена года Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Игрушки, праздники, сказки Животные, птицы, насекомые Времена года 1 Времена года Игрушки, праздники, сказки Игрушки, праздники, сказки Игрушки, 1 Форма контроля «Посадил дед репку» Беседа, наблюдение Содержание 1 «Спелая груша» 1 1 «Грибочки полянке» «Неваляшка» 1 «Гусеничка» 1 «Новогодний шарик» Беседа, наблюдение 1 «Снегирь» Беседа, наблюдение 1 «Вьюга» 1 Беседа, наблюдение на Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение выставка Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение выставка «Теплые валенки» Беседа, наблюдение «На окошке Беседа, колобок» наблюдение 1 «Рубашка с Беседа, галстуком для папы» наблюдение 1 «Букет тюльпанов» 25 Беседа, Примеча ние 4 Апрель 2 4 Май 2 4 4 праздники, сказки Времена года Игрушки, праздники, сказки Времена года Игрушки, праздники, сказки Времена года Животные, птицы, насекомые 1 «Солнышко лучистое» «Самокат» 1 «Цветущая верба» 1 «Шарики воздушные» 1 «Дорожка в парке» 1 «Жук» 1 26 выставка наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение выставка Беседа, наблюдение Беседа, наблюдение 27